06.11.2012 | 11:24

Тбилисский театр марионеток Резо Габриадзе начал гастрольный тур

Резо Габриадзе и его Тбилисский театр марионеток начинают большой гастрольный тур по городам России. Начинают его в Москве, где показали сегодня спектакль «Рамона» - историю любви двух паровозов. И публика могла убедиться в правоте Питера Брука, который назвал Габриадзе «великим изобретателем», и в том, что у Габриадзе марионетки – большие артисты, чем у иных режиссёров люди на сцене. Изобрести «Рамону» Габриадзе решил под впечатлением от фразы из рассказа Редьярда Киплинга «Паровоз номер 007» о том, что локомотив – это самое чувствительное создание человеческих рук. Если не считать судовой машины. Рассказывают «Новости культуры».



Скромно, в уголочке фойе, художник Лия Орлова наносит последние штрихи к портрету главной героини. Воплощать режиссерские задумки в жизнь в последний момент – перед самым началом спектакля - здесь давно привыкли. В этот вечер Резо Габриадзе решил: знакомиться с персонажами зрители должны задолго до начала. Паровозы – Рамона и Эрмон – встречают публику еще на улице. И это далеко не все предпремьерные идеи мастера.

«У Резо всегда все не готово, и можно все улучшить и менять. Он сегодня пришел на репетицию и даже начал мизансцены менять в последний момент, чем вызвал панику», - отмечает кинорежиссер, сын Р. Габриадзе Леван Габриадзе.

Свои спектакли Резо Габриадзе не дает снимать целиком. Для прессы – только короткие моменты. Камера, он убежден, передать что-то бессильна. Трагикомичные, трогательные, его постановки просты, но всегда с философией.

В его спектаклях почти никогда нет людей. В этом, например, о любви говорят паровозы. Воспоминание послевоенного детства, когда паровозы поражали воображение, казались живыми. Все здесь как обычно сделано руками самого Резо Габриадзе. Он шутит, называя свои спектакли экологически чистым продуктом.

«Мы делаем его из всего, что попадается под руки. Обычно – доски с заборов, старые стулья. Дело очень просто объяснимое, потому что они высохшие уже и легко поддаются работе», - объясняет режиссер, драматург, художник Резо Габриадзе.

О тех образах, которые он создает, говорят – магия. Публика каждый раз готова удивляться.

«Ты знаешь, что тебе предстоят минуты счастья, и ты становишься свидетелем волшебства. Это гарантировано», - говорит аниматор, народный артист России Андрей Хржановский.

«Это поиск, поиск творческий. И этим он превосходит многих людей. Эта вот энергия, это желание», - уверен кинооператор, народный артист России Вадим Юсов.

Свои спектакли Габриадзе делает годами. Кукол считает идеальными актерами. С этим согласны многие.

«Абсолютно идеальный, да. Но только для идеальной драматургии. Драматургия должна быть ясная», - считает художник-мультипликатор Юрий Норштейн.

Эта премьера – новый взгляд на старую тему. Спектакль о любви двух паровозов уже представлял в Москве 5 лет назад. Сделали всего несколько показов. После перфекционист Габриадзе снял постановку с репертуара. Признается: задуманное воплотить тогда не получилось. Пьесу, в итоге, переписал, нарисовал новых кукол, сделал другие декорации. Теперь, кажется, остался доволен.

За 5 минут до начала спектакля двери в зал закрываются. Теперь попасть сюда не смогут ни опоздавшие, ни, тем более, телекамеры. Театральное действо и зрительный зал в процессе спектакля должны стать единым организмом, уверен Резо Габриадзе. И этому ничто не должно мешать.


Новости культуры