06.11.2012 | 12:00

Календарь. 6 ноября 2012 года

6 ноября 1812 года граф Арсений Андреевич Закревский, начальник Особенной канцелярии военного министра, вознамерился отправить послание чиновнику для особых поручений при губернаторе Москвы Ростопчине, Александру Яковлевичу Булгакову.
Это письмо примечательно тем, что охваченный патриотическими настроениями Закревский, сделал отважную, но не слишком успешную, попытку отказался от французского языка.
«При сем долгом себе поставляю вас уведомить, что гнусныя Твари, живущие в Петербурхе марают Графа Ростопчина за Москву, и всю вину на щет оной кладут на него. Скажите пожалуйте как чудовища тамошния думают о точном патриоте нашего отечества и желают чтобы он в Петербурх не приезжал; ето я тому потому, что хочут еще более марать, по мнению моему не худо бы Графу поспешить туда».
Арсений Закревский 1812

Ученикам он говорил: «Я – первый архитектор в Европе. Всё то, что делается на Западе, только подражание моим работам».
Действительно, в истории не только русской, но и мировой архитектуры вряд ли можно найти человека, так изменившего облик своей страны. Его имя стало символом государственного строительства.
На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы ему помогла подняться заслуженная слава лидера «русско-византийского стиля» - направления, сумевшего выразить в области зодчества идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада – «православие, самодержавие, народность».
6 ноября 1794 года родился Константин Андреевич Тон. Самая известная его работы, и, поистине, дело жизни – храм Христа Спасителя в Москве, возведенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Задумавший строительство храма в момент, когда французы только покидали пределы России, Александр I видел в нем воплощение своих идей единой общехристианской Европы, которую он мечтал создать после победы над Наполеоном. После смерти Александра на смену космополитическим идеалам, воплощенным в грандиозном проекте архитектора Витберга, Николай I решил поставить идеалы национальные.
Исполнение замысла Константина Тона потребовало более сорока лет напряженного труда огромного количества людей. Тон умело руководил целой армией строителей и художников. Он не дождался освящения своего детища, умер за два года до торжеств.
Мало какая постройка вызывала столько критических оценок. Художник Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала». Религиозный философ князь Трубецкой писал об «огромном самоваре, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».
Однако в народе Храм Христа Спасителя пользовался любовью. Задолго до освящения он стал московской достопримечательностью. Любой крестьянин из далекой провинции, попав в Москву, считал своим долгом прийти на место стройки.
Кафедральный собор Русской православной церкви - Храм Христа Спасителя - был разрушен большевиками в 1931 году.
В 1996 году восстановленный на прежнем месте храм был освящен Патриархом Алексием II.
Константин Тон 1794 – 1881