02.11.2012 | 17:14

120 лет назад усадьба Василия Поленова была открыта для широкого посещения

Знаменитый русский художник Василий Поленов говорил «Искусство должно давать счастье и радость». Он не только сам создавал такое искусство, но считал своей миссией сделать его близким, понятным и доступным народу. Это желание привело однажды к созданию музея – первого в истории России – народного. Сегодня исполняется 120 лет со дня основания легендарного «домика над Окой». За более чем вековую историю он переживал разные времена. О том, что происходит с музеем сегодня, и как он развивается – в репортаже «Новостей культуры».

Первый вариант своей знаменитой картины «Христос и грешница» Поленов написал в 1885 году, причем углем. Два года спустя вариант в масле купит император Александр Третий за 30 тысяч серебряных рублей. Этих денег Поленову хватит, чтобы на высоком берегу Оки построить свой музей.

Художественный музей для народа – вдали от столиц – было давней мечтой Василия Дмитриевича. В то время было ему почти пятьдесят. Он знал, что вряд ли увидит посаженные им деревья большими, вряд ли узнает – как сложатся судьбы крестьянских детей, для которых он построил две школы, организовал при музее ремесленные мастерские, театральную студию. Но Поленов верил в то, что его семья, его дети не бросят мечту без присмотра.

«В этой комнате у нас продолжение традиций, – рассказывает главный хранитель музея Екатерина Герасимова. – Новогодние спектакли, как было заложено при жизни Поленова, сцена, где у нас висят декорации, причем все это – костюмы, декорации, все это делаем мы сами. Все наши сотрудники, вот сейчас, со второй половины ноября, детишки прибегут к нам».

Сохранять музей все эти годы было непросто. Его первым директором стал сын Поленова Дмитрий Васильевич. Выпускник МГУ, ученый-биолог, он откажется от научной карьеры по просьбе отца и всю жизнь посвятит Поленову. Спустя годы, попросит своего сына Федора взять музей в свои руки. Офицер флота, Федор оставит море и станет следующим директором музея Поленова.

«Не говорить о Федоре Дмитриевиче Поленове – это просто грех, потому что именно за те годы, что он был директором, музей стал заповедником, – отмечает старший методист Историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова Елена Каштанова. – И главное, что художественная жизнь в музее – никогда не прекращалась».

К 120-летнему юбилею в Поленове открыли выставку с объясняющим все названием: «Они сохранили музей». Кроме того, все потомки художника обладали своими талантами – в небольшом зале фахверка – рисунки дочерей, куклы, сделанные своими руками для детских спектаклей и даже карикатуры, которые рисовала младшая дочь Василия Поленова Наталья в непростые моменты истории музея – например, когда часть дома арендовал под дом отдыха Большой театр.

«Это как раз большой дом – натирают полы в кабинете, играют фокстрот, а директор Большого театра Елена Малиновская изгоняет фокстрот из Поленова, – поясняет Елена Каштанова. – И таких иллюстраций большое количество у Натальи Васильевны – мне иногда кажется, что в такого рода карикатурах она некоторое свое раздражение и неприятие все-таки выплескивала».

Сегодня в Поленове по-прежнему работают художественные мастерские, ставятся детские спектакли, проводятся новогодние елки. Музейная и арт-терапия, летние мастер-классы для художников – жизнь вокруг музея не замирает ни на минуту.

Еще одним директором и ангелом-хранителем Поленова долгие годы была Наталья Грамолина, жена Федора Поленова. Юбилейные дни для нее – не только повод говорить о победах, но и о проблемах, которых немало. Одна из основных – целостность территории заповедника и сохранение его пейзажей. Пионерский лагерь с не проясненными собственниками на его территории – потенциальное место для строительства коттеджного поселка. А еще – песчаный карьер на противоположном берегу – в Калужской области – давно закрытый согласно всем документам, продолжает функционировать и портит заповедный пейзаж.

«Я беру только зону памятника, зону заповедника, без которой сам дом Поленовский существовать не может, – говорит Наталья Гермолина. – Мы же не брали в заповедник очень много земли. Мы ограничили его картинами Поленова. В одну сторону – это “Золотая осень”. В сторону Тарусы – это знаменитая поленовская картина “Стынет”. Вот это мы взяли и все. Но без этого невозможно понять красоту пейзажа и сам посыл Василия Дмитриевича Поленова к созданию этого дома. Почему именно это место? А ведь это абсолютный символ России, русского пейзажа, если хотите, даже русского характера».

Сегодня семейную эстафету по сохранению музея и пейзажа – как его неотъемлемой части – приняла правнучка Поленова – Наталья. Обучившись музейному делу во Франции, он вернулась в родовое гнездо. В ближайших планах – создание Художественного центра в соседнем селе Страхово, развитие экологического туризма. Только что закончен новый сайт Поленово. Расширяется штат сотрудников.

«Я хочу, чтобы приходили люди, которые хотят работать в музее Поленове, – говорит Наталья Поленова. – Потому что видят то, что это перспективное место, очень важное место для русской культуры, и что здесь очень много можно сделать, много сделать интересного».

Кроме планов, есть еще и мечты, которые удивительно похожи на те, что были у Василия Поленова более ста лет назад – дать русской провинции свои культурные центры, ничем не уступающие столичным.

Новости культуры