01.11.2012 | 19:34

В Большой возвращается "Иван Грозный"

В Большой возвращается «Иван Грозный». Балет Юрия Григоровича - самая долгожданная премьера сезона. Спектакль впервые появился в афише в 75-м году. В репертуаре продержался до 90-го. Было дано около ста спектаклей на сцене Большого и столько же – на гастролях. Балет пользовался невероятной популярностью – благодаря хореографии Григоровича и первым исполнителям - Юрию Владимирову и Наталье Бессмертновой. «Новости культуры» побывали в репетиционных классах и мастерских театра. Здесь идет подготовка к премьере, которая назначена на 8 ноября. 

Кольчуги из гардинной сетки, боярские кафтаны из грубой мешковины помнят премьеру 75-го. Про эти костюмы Симона Вирсаладзе говорили – шедевр, недоумевали, как появилось такое чудо в пору тотального дефицита, когда бархат и парчу заменял метанит.

«Мы во все цвета красили и создавали впечатление цвета и фактуры ткани», - рассказывает зав. Художественно-производственных мастерских Большого театра Галина Нуриджанова.

Теперь по старым костюмам делают новые. Искусственно состаривая эксклюзивные ткани. Без красок и кисти создавая трудно достижимый эффект золотого мерцания. Работа почти ювелирная.

«Здесь наложены две ткани черного цвета и внизу наложена ткань золотого цвета – отлип», - показывает художник-модельер Владимир Репьев.

Здесь не только московские, но и французские костюмы. Григорович поставил «Ивана Грозного» на сцене Парижской оперы в 76-м. Сразу после премьеры в Большом. Потом возобновил в 2004 году. Спектакль шел даже на специальной площадке в Лувре. И тоже в костюмах Вирсаладзе. Теперь они из Парижа прибыли в Москву. Для современных артистов маловаты, но зато сохранились без потерь. «Несмотря на то, что костюмы хрупкие, они сохранились, так как сделаны крепко», - объясняет зав. художественно-производственных мастерских Большого театра Галина Нуриджанова.

Юрий Владимиров не выходит из репетиционного класса – готовит на престол нового Ивана Грозного – экс-солиста Мариинки Михаила Лобухина. От интервью отказывается, хотя есть, что сказать – Владимиров – первый Иван Грозный. Эталон для новых исполнителей, и не только он. Наталья Бессмертнова - первая Анастасия - создала образ – единственной женщины, знавшей, как усмирить кровавого царя, и пробудить в нем нежность и страсть.

Балет на музыку Прокофьева. Это фрагменты из разных произведений - «Русской увертюры», кантаты «Александр Невский» и музыки из фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. В 42 году режиссер лично просил композитора написать что-нибудь героическое для картины. Несколько лет назад потомки Прокофьева наложили вето на балеты с прокофьевской музыкой - они исчезли из афиш многих театров. Имя Григоровича сыграло решающую роль, когда встал вопрос о возрождении «Ивана Грозного» в Большом.

Новости культуры