01.11.2012 | 19:30

В Третьяковке – "Диалоги классики и современности"

Натюрморту посвящена крупнейшая в этом сезоне выставка в Третьяковской галерее. Внешне бессюжетный, этот жанр отражает многообразные взаимоотношения человека с предметным миром. Проект беспрецедентный – экспозицию составили натюрморты с XVIII до начала XXI века, по которым можно проследить эволюцию жанра. Какие метаморфозы пережил натюрморт благодаря современным художникам – выясняли «Новости культуры».

Праздник урожая. Все самое вкусное собрали в Третьяковской галерее из 17 музеев. Открытия внутри такого, казалось бы – давно навязшего в зубах натюрморта начались сразу же после того, как кураторы отказались от хронологического принципа.

«Нам, конечно же, хотелось, чтобы выставка была красивой, чтобы здесь для эмоционального впечатления было много пищи, но, в тоже время, нам хотелось вовлечь в интеллектуальную игру поиска новых смыслов»,- отмечает генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Так, титаны жанра XVIII и XIX века оказались рядом с классиками конца XX века – и сочные натюрморты Сверчкова, Хруцкого и Топорова предстали совсем в ином свете в окружении Кабакова, Дубосарского и Пивоварова. Так, любимую в натюрморте тему размышления о быстротечности жизни – ванитас – у неизвестного автора XVIII века подхватывает концептуалист Игорь Макаревич.

«Натюрморт в XVIII веке – это низший жанр в общей иерархии, и вот этот низший жанр становится ведущим в XX веке – из него рождаются формы современного искусства. Здесь в кабинете ученого Игоря Макаревича мы видим и документы, и рисунки – и все, как в XVIII веке», - объясняет заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков.

Это – не натюрморт вовсе – акварели трехсотлетней давности для ботанического атласа голландской художницы Марии Мириан – в Москве мы их видим впервые. Гете называл Мириан лучшим живописцем цветов, а Петр Первый приобретал ее рисунки для своей кунсткамеры.

«В состав этих курьезов входили, как их тогда называли, – натуралии, а главной задачей этой художницы было -изобразить разные растения и насекомых на разных стадиях их развития – своего рода метаморфозы», - рассказывает куратор выставки Светлана Усачева.

Исследует натуру и классик современности Дмитрий Плавинский - только в древней технике офорта. А художник Пивоваров так пишет свой натюрморт с сантиметром, что вполне может соревноваться со средневековыми изображениями стола. Чем дальше заходит игра, тем бессмысленней становиться деление на жанры и типы - натюрморт живет в портретах, жанровых сценах, на кухнях и в трапезах. Меняется только взгляд художника и время.

Изобразить цветы и плоды так, чтобы их в буквальном смысле можно было осязать – такая задача стояла и перед начинающими художниками и перед мастерами жанра. Игра с объектом и даже вот такой – в человеческий рост - как эти обманки, которые было принято ставить в XVIII веке в парках. Но главным в натюрморте было все-таки это напоминание о вечности. Через вот эту тихую жизнь вещей.

Новости культуры