02.11.2012 | 12:58

"Школа для дураков" около дома Станиславского

В театре «Около дома Станиславского» состоялась премьера спектакля «Школа для дураков» по знаменитому роману Саши Соколова. Режиссер Юрий Погребничко долго искал произведение с открытым и непосредственным взглядом на жизнь. Подходящим оказался текст Саши Соколова, который оказал сильное влияние на новую русскую прозу. В Советском Союзе это произведение распространялось только в формате самиздата. Впервые роман был опубликован за рубежом после эмиграции писателя. Спектакль, где занята большая часть труппы, построен на тонких языковых нюансах и свободных перемещениях во времени. Рассказывают «Новости культуры».

Последние штрихи к спектаклю – за несколько минут до премьеры. Позади – год репетиций, но режиссер Юрия Погребничко всегда в творческом поиске. Каждая постановка с ним, говорят актеры, – непредсказуемое путешествие. И не важно по Чехову или по Саше Соколову. Роман «Школа для дураков» не испугал ни жанром, ни постмодернистским текстом.

«Мы же не должны были упростить. Как трудно читать, так и трудно и ставить», – говорит режиссер.

Это история, как и её герой, не вписывается ни в какие стандарты и нормы. «Ученик Такой-то» страдает раздвоением личности и живет в специнтернате. В его сознании и в самом спектакле размыты границы между настоящим, прошлом и будущем. Перед нами - жизнь, увиденная глазами слабоумного мальчика.

«Эти дети, они в принципе более информированы о кардинальных вопросах бытия, чем нормальные люди, – отмечает Юрий Погребниченко. – Они что-то знают, помнят, что есть вопросы, почему человек умирает, почему он переживает, что он умирает. А обычный человек не помнит в суете, он вспоминает, когда дело плохо».

Показывать и подмечать жизнь со всеми её причудами. Эту способность Погребничко уже назвали «внимательная любовь». Любовь к людям и их судьбам, которые жили тогда, в эпоху репрессий, гонений на генетику, воинствующего атеизма.

«У меня такое ощущение, что персонаж мне знаком по жизни, что я видел таких людей, действительно, которые возвращались из лагерей, и потом продолжали существовать, так или иначе. На них есть какая-то печать», – говорит актер Алексей Левинский.

Рельсы и шпалы поперек сцены – место встречи всех этих героев из жизни одного мальчика из школы для дураков. Но кто же дурак на самом деле, зрители решают сами для себя. По их многочисленным просьбам дополнительный спектакль в этом месяце уже объявлен. Хотя премьера только-только состоялась.

Новости культуры