31.10.2012 | 10:36

Концертом «Территория любви» отмечает 75-летие композитор Эдуард Артемьев

 

Композитор Эдуард Артемьев готовится отметить предстоящий через месяц юбилей, 75 лет. По сути, уже отмечает, концертами в Москве и Петербурге. Один состоялся накануне в столичном Зале имени Чайковского. Там звучала его музыка к фильмам Никиты Михалкова, в исполнении Академического оркестра имени Силантьева под управлением маэстро Александра Клевицкого. Рассказывают «Новости культуры».

Новатор в области звуковых эффектов, Эдуард Артемьев далек от гламура и пафоса. Его жизнь проходит в созданной им самим домашней студии. Творить любит исключительно по ночам, чтобы ничего не отвлекало. На счету композитора – музыка к двум сотням художественных фильмов. Признанный мастер электронной музыки от возможностей оркестра никогда не отказывается.

«Оркестр – это сто индивидуальностей, сто душ, сто энергий, это ни с чем нельзя синтезировать, поэтому это будет вечно всегда», – считает композитор.

Первым опытом создания музыки для фильмов стала работа над лентой Вано Мурадели «Мечте навстречу». После её выхода – посыпались предложения от известных режиссеров. С Никитой Михалковым дружит уже больше 40 лет. За это время Эдуард Артемьев написал музыку к 14 лентам режиссера. В настоящий момент работает над созданием 15-й картины. Фильм «Солнечный удар» по Бунину Никита Сергеевич снимает в Швейцарии. В Москву прилетел на пару часов только для того, чтобы засвидетельствовать композитору свое почтение.

«Артемьев потому и великий музыкант, для него музыка – все, включая шум ветра, или звуки шагов, – отмечает Никита Михалков. – Он может принести в жертву ноты более чувственному звуку, он относится к нему, как к музыке, в этом его непревзойденность в киномузыке».

Музыка Артемьева привлекает ярким мелодизмом, простотой формы и гармонии. Композитор одинаково легко работает и в классическом жанре и эстрадном.

«Ему присуще все: и мелодия, и изысканная гармония, обогащенная ритмическим движением, – говорит художественный руководитель и главный дирижёр Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева Александр Клевицкий. – Ну как вот человек, такая фантазия, догадался это сделать».

Пронзительные мелодии автора запоминаются сразу. Финальная сцена известного «русского истерна», приключенческого фильма о дружбе и верности – «Свой среди чужих, чужой среди своих», благодаря музыке – одна из самых трогательных в истории российского кинематографа, считает певица Кристина Аглинц.

«Не могу забыть первое впечатление от мелодии, которое играет труба в фильме “Свой среди чужих”», – признается певица.

Эти музыкальные темы уже давно стали хитами. Мелодия из кинофильма «Раба Любви» подчеркивает почти осязаемое чувство безысходности в финале. Судьба известной актрисы Веры Холодной в этой теме – словно проходит перед глазами.

Эдуард Артемьев картины, в которых выступил соавтором – не пересматривает. Говорит, я так много написал для кино, что теперь не могу его смотреть. Его музыка уже давно живет вне фильмов, но продолжает играть главную роль, солируя на разных фестивалях и концертах.

Читайте также: 

Эдуард Артемьев отметит 75-летие концертами в Москве и Санкт-Петербурге

Новости культуры