19.01.2012 | 19:34

Ирландская история с русским подтекстом в Театре на Таганке

Сочинения Мартина МакДонаха стали известны в нашей стране сравнительно недавно, но быстро завоевали российские подмостки. Самая, пожалуй, популярная из его пьес появилась и в афише Театра на Таганке. Премьера – сегодня. Спектакль «Калека с Инишмана» поставил пермский режиссер Сергей Федотов. Знаток творчества ирландского драматурга, он только в своем родном театре «У Моста» осуществил пять постановок по пьесам МакДонаха. Насколько помог режиссеру этот опыт в работе на столичной сцене, выясняли «Новости культуры». 

Ирландская пьеса с русским характером. «Калеку с Инишмана» Сергей Федотов ставит уже второй раз. Говорит, именно в этом творении МакДонаха найти можно отголоски и Чехова, и Достоевского, и даже традиций легендарной Таганки.

«У МакДонаха очень много от Высоцкого, от психологии песен Высоцкого. Как Высоцкий гнал коней – "помедленнее кони", он гнал их к смерти, просил помедленней и гнал хлыстом. Вот, МакДонах такой же», – считает Сергей Федотов.

От актеров он требует не давать интервью до окончания спектакля и, по возможности, никаких контактов с внешним миром. Говорит, что спектакли по МакДонаху, как гипнотический сеанс: необходим особо тонкий настрой. Сеанс этот репетировали два месяца, по 10 часов в день. Ттаких закаленных бойцов, пожалуй, только Таганка могла подготовить.

«10 часов репетиций – для них это ничто. Было несколько таких ситуаций, когда уже половина двенадцатого, у меня уже нет сил, актеры меня останавливали, говорили: "Нет-нет, давайте еще порепетируем"», – продолжает Федотов.

Ирландская провинция, где много спиртного и мало нового. Привычный ход дней нарушает приезд съемочной группы. Местный юродивый – калека Билли, объект постоянных насмешек и унизительного сочувствия – неожиданно для всех приглашен в Голливуд. МакДонах на сантименты не разменивается: в мире его жестоких людей говорят на соответствующем языке. Между героями происходят постоянные перебранки, потасовки. Черный юмор иногда опускается ниже пояса. Создатели спектакля, правда, призывают видеть в этом не только бытовую комедию.

«Когда первый раз прочел – думаю: жестко. Он открывается не сразу, но когда открывается, ты понимаешь: он очень тонкий, этот драматург», – заверяет актер Дмитрий Высоцкий.

«Эта пьеса о том, что все мы одиноки,  не видим своего ближнего. Мы начинаем любить, только когда теряем», – добавляет актер Константин Любимов.

Что связывает человека с Родиной, и так ли необходима слава, когда ищешь счастья? Странные персонажи МакДонаха решают эти вопросы по-своему парадоксально. А актеры Таганки продолжают осваивать новые режиссерские стили. Вслед за пермским режиссером Федотовым предстоит встреча с легендарным Кшиштофом Занусси.