29.10.2012 | 21:10

Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности

 

«Натюрморт» в переводе с французского означает – «мертвая природа». Тем не менее, это один из самых живучих жанров, востребованный и сегодня, и столетия назад. Доказательства тому готова предоставить Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу. Там готовится к открытию выставка «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности». Экспозиция обещает немало открытий. Ведь многие из представленных произведений редко покидают музейные запасники, а некоторые покажут впервые. При монтаже экспозиции присутствовала съемочная группа «Новостей культуры».

В одном из контейнеров приехали старинные предметы быта из Музея-усадьбы «Кусково». Они долго хранились в фондах, теперь настал их звездный час. Хрупкие фарфоровые чашки, вазы и статуэтки, возможно, когда-то держал в руках сам Петр Первый.

«Эти вещи будут дополнять экспозицию выставки. Так как у нас диалог прошлого и современности, то, конечно, эти вещи будут хорошим дополнением, красивым дополнением, так как они к натюрморту имеют непосредственное отношение», – отмечает  хранитель музейных предметов первой категории Третьяковской галереи Светлана Травкина.

Авторы проекта намеренно отказались демонстрировать натюрморты в хронологическом порядке. Зрителей вовлекают в игру, предлагая увидеть,  как со временем трансформировался жанр натюрморта.

«Вот мы сейчас с вами идем по центральной выставочной аллее, которая является квинтэссенцией нашей выставочной идеи. Диалог классики и современности, и здесь непосредственно сопоставляются, слева и справа, по две работы, старый художник и современный. Вот здесь и возникает этот диалог», – поясняет куратор выставки Светлана Усачева.

В центре внимания – произведения самой малоизученной эпохи в истории жанра, XVIII – XIX столетий. Но в коллекции есть более ранние и ценные, с художественной точки зрения, картины. Среди них – изящные акварели художницы Марии Сибиллы Мериан. Ее ботанический рисунок ранее никогда не выставлялся и хранился в Академии наук. Подобная судьба сложилась и у работы неизвестного художника XIX века, натюрморт привезли из Минска. В экспозиции он соседствует с «Банками» – концептуальной инсталляцией 1970-х годов художника Бориса Турецкого.

«Натюрморт – это всегда игра, потому что, с одной стороны, жанр как бы бессюжетный, никаких событий не происходит, перед вами набор предметов, особенно в классическом искусстве. Концепция, которую предлагает нам сам художник такова: он отбирает те или иные вещи своего времени, эти вещи могут быть дорогими, а могут быть обыкновенными, и он из них составляет некий спектакль», – продолжает Светлана Усачева.

В выставочном пространстве представлены спектакли на разные темы – цветы и плоды, кухни и трапезы, а также натюрморты в портретах и жанровых картинах, где вещи позируют наравне с героями.

На этой выставке зрителей ждет сюрприз – каждого обещают посвятить в искусство обмана. В одном из залов можно увидеть ненастоящих людей. Подобные фигурные обманки сейчас кажутся вполне современными, однако популярны они стали в эпоху барроко, ими украшали интерьеры домов и парки. А кому-то подобные персонажи могли заменить домашних животных.

Обман вполне безобиден. Выставка почти готова к приему гостей, тайной остается лишь инсталляция. Авторам предстоит так выстроить экспозиционное пространство, чтобы зритель, вновь обманувшись, поверил в реальность персонажей.