24.07.2012 | 00:00

Диана Вишнева и Алла Сигалова откроют новых "Цискаридзе" (Вокруг ТВ)

В сентябре на телеканале «Россия К» стартует необычное шоу «Большой балет». Проект интересен тем, что при формате телевизионного шоу (который ассоциируется у зрителя с массовой культурой), он посвящен высокому искусству. Соревноваться друг с другом в этой программе будут артисты ведущих театров России. «Вокруг ТВ» побывал на съемках одного из выпусков.

В прошлом телевизионном сезоне «Россия К» порадовала своих зрителей проектом «Большая опера». Программа была успешна, поэтому и было решено трансформировать идею, предложить зрителям посмотреть на балет.

– В этом году телеканалу «Культура» исполняется пятнадцать лет, – говорит главный редактор Сергей Шумаков, – нам бы хотелось открыть сезон яркой, запоминающейся премьерой, которая покажет достижения современного балетного искусства посредством одного из уникальных каналов отечественного телевидения. Русское балетное искусство является нашей гордостью, ему рукоплещет весь мир. Почему бы не сделать подарок нашим зрителям и не предложить им новый формат – телевизионный балетный конкурс, – подумали мы, и в начале весны начали его подготовку

Специально для программы в самом большом павильоне «Мосфильма» была выстроена студия, большую часть которой заняла огромная сцена, дополненная проекционными экранами и сложной системой освещения. Сцена — главная гордость создателей шоу. С помощью компьютерной техники студию можно оформить как угодно: за мгновение, например, пол превращается в гладь воды, лесную тропинку или дворцовый паркет.

Главная идея конкурса – рассказать поклонникам балета о молодых танцовщиках, поэтому в шоу было приглашено четырнадцать артистов, многие из которых только закончили хореографические училища. Участников на кастинг выдвигали сами театры, предлагая только самых талантливых артистов, причем, выдвигались сразу пары. Правда, оценивает жюри каждого танцовщика по отдельности. Впрочем, не обошлось без исключений: одна из участниц танцует на шоу вне конкурса. Это прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина. Дело в том, что партнерша одного из танцовщиков – Андрея Ермакова – в последний момент отказалась участвовать в шоу, и спасти коллегу решила Терешкина. Попал в список участников и хорошо знакомый многим ценителям балета Сергей Полунин. В свои 22 года он имеет большой танцевальный опыт и хорошо известен за границей, но так как главным критерием отбора был возраст (от 18 до 28 лет), то соревноваться он будет наравне с менее опытными артистами.

Отдельный интерес вызывает жюри конкурса: в нем не будет звезд шоу-бизнеса, как это обычно бывает в подобных проектах. Все члены жюри связаны с балетом, классической музыкой, театральным искусством, а председателем стала Диана Вишнева, получившая не так давно звание лучшей балерины десятилетия.

Кроме того, отдельный интерес должны вызвать специальные номера в исполнении звезд балета, которые не оцениваются, но придают шоу дополнительную зрелищность.

…Мы заходим в студию и попадаем как раз на запись специального номера. Первое, что поражает – размер и оформление сцены. И пол, и задник – проекционные экраны, по бокам и сверху – замысловатые прожекторы. На сцене – первый солист Большого театра Геннадий Янин. У него сложный грим старика, софиты уже нанесли серьезный удар по образу — грим течет, поэтому номер торопятся записать как можно скорее. Янин справляется со своей задачей с первого дубля, а вот следующий номер – «Героический этюд» Дениса Медведева (тоже первого солиста Большого) вызывает проблемы у режиссера. В аппаратной долго решают, как расставить световые акценты, чтобы передать на экране все великолепие сложного танца. Артиста просят повторять и повторять движения, но «в полноги», как выражается режиссер. Иначе – быстро выдохнется и не сможет исполнить танец на камеру, ведь балет – это колоссальная физическая нагрузка.

А вот премьер Большого театра Михаил Лобухин удивляет современной хореографией и выходит на сцену с номером под музыку Владимира Высоцкого. Видно, что артист разбирается в сценографии, по крайней мере, он просит подкорректировать свет. По картинке эффектнее тот вариант, который предложил режиссер, но Лобухин привык исполнять этот танец при другом освещении.

За сценой же в этот момент разогреваются участники конкурса. Прямо в павильоне выстроен танцевальный класс с зеркальными стенами и балетными станками. Одни артисты разминаются, другие репетируют, надев пачки прямо поверх спортивных костюмов, а третьи затягивают пуанты. С пуантами, кстати, на проекте все не просто: артисты признаются, что покрытие сцены для них непривычное, неудобное, и поэтому под каждый танец приходится специально перешивать балетную обувь. Столь ответственное дело балерины никому не доверяют, и колдуют над пуантами сами.

Однако в студии появляются и ведущие – Алла Сигалова и Святослав Бэлза. Сигалова, которую зрители привыкли видеть в роли строгого члена жюри, в новом своем амплуа, наоборот, всегда встает на сторону участников и к каждому проявляет сочувствие.

Однако из-за столичных пробок съемка задерживается: члены жюри никак не могут добраться до Мосфильма. Виктория Терешкина и Андрей Ермаков, которые должны выступать первыми, переживают: мышцы уже разогреты, а на сцену выходить пока нельзя, вот и приходится постоянно держаться в нужном тонусе, повторяя разминку у станков, а это стресс для организма.

Когда, наконец, жюри появляется в студии, Терешкина и Ермаков исполняют па-де-де из балета «Корсар». Помимо Дианы Вишневой, артистов в этот раз судит балетмейстер Владимир Малахов, брат Майи Плисецкой Азарий Плисецкий, художественный руководитель балетной труппы Флорентийского Teatro Communale Владимир Деревянко, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона Адриан Фадеев и дирижер Мариинского театра Михаил Татарников.

Однако неприятности продолжаются. На скользком покрытии падает во время своего номера «Вешние воды» балерина Большого театра Анна Тихомирова. Падение выглядит таким страшным, что за сценой коллеги девушки вздрагивают и, переглядываясь, спрашивают: «Ничего не сломала?» Но сама балерина переживает за другое: теперь она получит низкие оценки. Правда, волнение оказывается напрасным: члены жюри разрешают паре исполнить танец заново, так как падение произошло не по вине артистов.  За сценой все радуются за Тихомирову и отмечают, что только балерина с очень сильным характером способна собраться и после тяжелого падения чисто исполнить танец.  Кстати, это падение в жизни Тихомировой оказывается первым, более того балерина признается, что за способность танцевать быстро ее называли в училище «бешеным москитом».

А еще в этот день танцуют отрывки из балетов «Эсмеральда», «Дон Кихот», «Тарас Бульба», «Маргарита и Арман» — словом, репертуар, позавидовать которому может любой театр.

Смотрите «Большой балет» в сентябре на канале «Культура»!