28.07.2012 | 00:00

Балет возвращается на телеэкраны. "Мосфильм" уже встал на пуанты (Учительская газета)

Русский балет – один из немногих оставшихся на плаву «брэндов» нашей страны. Но если в советские времена им заслуженно гордились и приучили к нему миллионы соотечественников независимо от их культурного уровня (я сама в детстве прилипала к экрану и вставала на пальчики, едва завидев по телевизору балет), то последние десятилетия опять сделали его искусством для узкого круга ценителей. Этаким призраком из «Жизели». Возможно, это было и насильственным просвещением масс, хотя всякая прививка культуры (даже элементарным правилам этикета) подразумевает недюжинные регулярные усилия со стороны. К счастью, не все отечественное телевидение забыло о своей культурной миссии. Возродить интерес к балету и высокой культуре вообще решили на телеканале «Культура», затеявшем к своему 15-летию грандиозный проект – «Большой балет», вслед за аналогичной «Большой оперой».

Это необычное соревнование 7 пар молодых танцовщиков из ведущих театров страны – Мариинского, Большого, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и крупнейших театров провинции – Казани, Перми, Екатеринбурга. Зрители смогут не просто увидеть самый взлет, возможно, будущих балетных звезд, но и встретиться хотя бы на экране с ныне живущими гениями балета – Дианой Вишневой, Ульяной Лопаткиной, Владимиром Малаховым. На Мосфильме только что закончились съемки «Большого балета», на которых посчастливилось побывать и мне.

Павильон «Большого балета» - это нечто фантастическое. Студия как гигантский, сверкающий лепестками-лучами, цветок. В его сердцевине сцена, на которой – мне повезло! – в момент моего пребывания партию Золушки танцевала Диана Вишнева. Хрупкая, очаровательно застенчивая, трепетная, освещенная сиянием звездного неба, в которое по мановению художника по свету превратилась студия. Волшебство первой любви после встречи с принцем рождалось на наших глазах. Правда, с нескольких дублей – Диана, как практически все большие танцовщики, весьма требовательна к себе, и поэтому просила режиссера Анастасию Синельникову переснять некоторые моменты. Таких вставных номеров в исполнении великих танцовщиков, как пообещали организаторы, будет немало. Да и в жюри помимо Вишневой (его главы) все звезды – Азарий Плисецкий (родной брат Майи, знаменитый хореограф и педагог), Владимир Деревянко, некогда блистательный солист Большого, а ныне худрук главной балетной труппы Флоренции, испанский танцовщик и хореограф Начо Дуато, возглавивший два года назад Михайловский театр в Санкт-Петербурге, народный артист России, известный своей удивительной пластикой, Константин Райкин и другие.

Впрочем, участники проекта тоже не лыком шиты. Они отобраны и приглашены экспертами из сотен молодых танцовщиков страны. Взять хотя бы совсем юных и «феноменально способных», как говорят знатоки, выпускниц вагановского училища (ныне Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой) прошлого года Ольгу Смирнову и Кристину Шапран. Сразу после выпуска девушек взяли в Большой театр (Смирнова) и Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (Шапран) и доверили сольные партии в «Баядерке», «Дон Кихоте» и «Спящей красавице»! А партнер Кристины Сергей Полунин и вовсе состоявшийся артист: успев побывать премьером Королевского балета Англии, где его сравнивали аж с Рудольфом Нуриевым, он однако решил добиться успеха на родине и, прервав контракт с английской труппой, поступил в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Всем от 18 до 26 лет.

Каждый из участников проекта оценивается как в паре (в номерах-дуэтах), так и сольно. Однако их не 14, как можно было ожидать, а 13: буквально накануне конкурса солист Мариинского театра Андрей Ермаков остался без партнерши, и ему согласилась помочь прима Мариинки, заслуженная артистка России Виктория Терешкина, которая, конечно, выступает вне конкурса. Но самое интересное, что все номера конкурсантам лично ставили выдающиеся балетмейстеры и хореографы современности: британцы Акрам Хан (ставивший хореографические номера на открытии нынешней лондонской олимпиады) и Дэвид Доусон, американец Йорма Эло, немец Бен Ван Кавенберг, украинец Раду Поклитару, россияне Алла Сигалова, Вячеслав Самодуров, Алексей Мирошниченко и многие другие. Кстати, ведущими программы стали Алла Сигалова и Святослав Бэлза.

Кроме основных выступлений, в проект будут включены видеофрагменты подготовительной работы участников, проходившие в Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге. Впервые зрители увидят то, что обычно остается за кадром: изнурительный труд, боль и слезы репетиций.

Интересно, что в последний съемочный день на площадку приехала Светлана Медведева. После съемок она пришла за кулисы, поблагодарила конкурсантов за высокое мастерство и подарила букет председателю жюри и блистательной балерине Диане Вишневой.

Победителем «Большого Балета» станет одна единственная пара, которая, пройдя все испытания, получит Гран При – золотую статуэтку высокого ювелирного искусства - и признание многомиллионной аудитории телезрителей. Также будут определены «Лучший танцовщик» и «Лучшая танцовщица» проекта. Разумеется, они уже известны, но пока их имена устроители держат в большом секрете. Интрига продержится до  сентября, когда «Большой балет» выйдет на экраны телеканала «Культура» (пока его предстоит смонтировать). Тогда же телезрители смогут выбрать своего победителя в номинации «Приз зрительских симпатий». Так что ждем с нетерпением.

http://www.ug.ru/article/403/version/print
Татьяна Ефлаева