20.01.2012 | 10:45

Владимир Хотиненко принимает поздравления с днем рождения

Для него актеры – скрипки, а он словно музыкант-виртуоз извлекает из них музыку души. Владимир Хотиненко прекрасно чувствует актеров. В детстве будущий режиссер мечтал стать археологом или летчиком, затем стал учиться на архитектора. Но случайная встреча с Никитой Михалковым перевернула всю его жизнь. Окончив высшие курсы сценаристов и режиссеров, он дебютировал с картиной «Один и без оружия». Затем было «Зеркало для героя», эту картину Хотиненко и поныне считает одной и лучших своих работ. В последние годы режиссер увлекся Достоевским. И как историческим персонажем, и как писателем. Сегодня народный артист России Владимир Хотиненко принимает поздравления с юбилеем. Рассказывают «Новости культуры».

Таким ранним утром, что еще даже не рассвело, настроение у Владимира Хотиненко не то, что нормальное – такого, кажется и не бывает – оно у него отличное – всегда. Пока еще только улыбается.

Едет на другой конец Москвы – во ВГИК, принимать экзамен. Смотреть кино, которое студенты его мастерской сняли на мобильный телефон.

«Когда вы начинаете, важно даже не то, что вам дадут много пленки красивой хорошей и много денег, и вы снимете хорошее кино – это иллюзия», – говорит Хотиненко.

Через пять минут он же, первым зааплодирует, и вот уже – этот его фирменный смех. На премьере, или в зале, отвечая на вопросы зрителей, и тот же, фирменный – на площадке, заражая и заряжая всех, кто вокруг.

В профессиональный праздник, День российского кино в 2010-м, Владимир Хотиненко приезжал к этому, любимому зданию в Москве. Дом Наркомфина когда-то изучал в чертежах и разрезах, Хотиненко – выпускник свердловского архитектурного, в советской стране мечтал построить что-то похожее на парижский центр Помпиду, идею конечно, не приняли. Ушел в армию – служить и думать, и не думал, что там все и решится.

«Мне дали отпуск за образцовую службу, и я в Свердловске служил, и приехал Михалков по линии общества «Знание», и у него была встреча с творческой молодежью, – вспоминает Хотиненко. – Меня силой мой друг Саша Кротов затащил туда, я хотел отдыхать, и там разговорились с Михалковым, мы долго говорили – все закончилось тем, что он сказал: «А может тебе попробовать в режиссуру?»

В кино он въехал – эффектно и с шумом. В шлеме, на железном коне, Варелик, прощающий тем, кто ему должен. Роль крошечная, про которую и сам говорил – привет родителям, почему-то запомнилась. В кадре будет иногда появляться, заменять заболевших актеров, но в главном признается сам себе.

«Интересно пропустить через себя все то, что происходит с актерами, – говорит Хотиненко. – Но я главный вывод знаю, что я никакой не актер, я могу срежиссировать, могу придумать как в «Гибели Империи», ранение – пластику какую-то. То есть я могу срежиссировать свою роль, но я точно знаю, что я никакой не актер, вот это знание облегчает мне жизнь, я не придумываю себе никакой иллюзии».

Как режиссер заявил о себе «Зеркалом для героя», смотреться в такое тогда было еще неудобно, снимать о трагедии предыдущего поколения – невыгодно. Но – успех оглушительный, ход, им использованный, потом возьмет Голливуд в «День сурка».

Его необычный и неоднозначный, один из самых обсуждаемых – «Мусульманин», через 14 лет Хотиненко возьмется за псковскую православную миссию. Для фильма «Поп» построил не просто деревню – нечто идеальное. Архитектор в нем проснулся еще на «Макарове» – для фильма о поэте и пистолете выбрал натуру особую, здания – в одном стиле. Хоть и строит не из камня – из кадров, и не здания, а миры и иллюзии, его профессия первая в кино помогает – мыслит пространством.

«Я был неплохим, наверное, архитектором, трезво если подходить, я знаю же свои возможности, – говорит режиссер. – Равно как и в кино знаю свои возможности то мне сейчас страшно подумать, что не стал бы режиссером, судьба не свела бы с Михалковым, не стал бы режиссером – страшно, что я не прожил бы вот эту непростую но фантастическую жизнь».

В этой жизни, и из фильма в фильм с ним – актеры, про игру которых говорит – наслаждение. Маковецкий в «Патриотической комедии» общается с домовыми и смотрит телевизор без звука, потом погружается на глубину в 72 метра. Евгений Миронов в Достоевском. Один из самых громких телепроектов прошлого года. Хотиненко классика снял с пьедестала, убрал бронзу, показал кожу. Принял новый вызов – вновь взялся за Достоевского – по заказу телеканала «Россия-1» сейчас работает над сценарием «Бесов».