25.09.2006 | 00:00

Сергей Доренский: "Все зависит от вас"

В преддверии начала VII Международного музыкального конкурса "Щелкунчик" мы встретились с народным артистом России, профессором Московской консерватории по классу фортепиано - Сергеем Леонидовичем Доренским. Его ученики становились лауреатами многих международных конкурсов более 110 раз, в его классе учились Николай Луганский и Денис Мацуев. Сергея Леонидовича Доренского мы попросили рассказать о конкурсе и дать напутствие юным музыкантам. Сергей Леонидович с радостью согласился и дал несколько советов.

Сергей Леонидович Доренский:

Вообще, идея "Щелкунчика" замечательна, сказка Гофмана живет не только в замечательном балете, но и у нас в России, на телеканале "Культура". На мой взгляд, это самый уважаемый канал, который действительно дает духовную пищу всему нашему народу, именно там можно найти настоящее отношение к культуре, интересные рассказы, замечательные программы. И то, что вы - участники VII конкурса "Щелкунчик", - это тоже накладывает на вас большие обязанности.

Вы должны быть хорошо готовы физически. Очень нужно заниматься собой. Пианист – это тяжелая специальность. Все думают, что на рояле играть – это прекрасно, но это "галерная специальность". Человек прикован к роялю цепью на всю жизнь. Самое страшное – это то, что, закончив учиться в Консерватории, в аспирантуре, пианист остается один на один с роялем на всю жизнь. Вот это одиночное заключение выдержать могут не все.
Пианист выходит и показывает результат своего труда. Поэтому я вам желаю быть физически крепкими. Все от вас зависит, от вашей физической культуры, возможности выносить всю эту работу. Я желаю вам успеха, прекрасно чувствовать себя на сцене. Я уверен, что даже для тех участников, кто не станут лауреатами, не все потеряно. Наоборот, у них уже будет опыт выступления на публике, их тоже увидит массовая аудитория телезрителей.

Этот конкурс замечателен тем, что он дает возможность выявить молодые таланты, причем в Российском и даже международном масштабе, ведь передача транслируется во многих странах. Так что, вперед к победе! А тот, кто не достигнет этой вершины, - в следующий раз попробует опять.

- Сергей Леонидович, помните ли Вы свое первое публичное выступление?
- Помню. Помню, что было плохо; помню, что очень волновался. Я хочу сказать для участников конкурса: волнение иногда помогает, а иногда мешает. Надо уметь бороться с волнением. Для этого существует много всяких приемов, и психологических, и музыкальных и даже дыхательных. Потому что дыхание должно находиться всегда под контролем. Если человек начинает задыхаться, у него начинаются какие-то спазмы психологические. Дышать нужно уметь.

- Как нужно дышать?
- Нужно уметь глубоко дышать. Во-первых, делать какие-то дыхательные упражнения, "вдох-выдох" глубокие, чтобы напитать организм кислородом. Нужно наполнить легкие. Во-вторых, нужно умело, когда набираешь воздух, надавить на диафрагму вниз - есть такой прием, который убирает волнение. Знаете, когда мы волнуемся, у нас как-то неспокойно в районе желудка и горла. Поэтому я советую ребятам просить, чтобы педагог научил дышать. Это помогает уйти от волнения, пульс лучше становится. Ведь сердце бьется от волнения очень сильно даже у больших и взрослых пианистов. Вы что думаете, они не волнуются? Я же помню, как гениальный пианист Эмиль Григорьевич Гилельс волновался перед выступлением. И бороться с волнением необходимо.
Еще нужно настроение создавать обязательно себе перед выступлением. Вы должны перед выступлением за три дня жить в специальном режиме, много не заниматься. Не надо много работать. Перед выступлением нужно обязательно снижать количество часов занятий. Если человек перетренировался, перезанимался, он выглядит на сцене несвежим. Ему трудно будет в артистическом понимании - вдохновение, чувство эстрады, которое должно воспитываться уже до выхода, чтобы не испугаться.

- Сколько можно заниматься за неделю до выступления, и сколько – за день?
- Сложно сказать, потому что каждый человек индивидуален. Я думаю, что за несколько дней перед выступлением нельзя заниматься по пять часов, даже четыре много. Все должно быть уже готово, нужно просто поддерживать себя в форме. Потому что это губительно сказывается, это я точно знаю. Если человек занимается шесть часов каждый день, он выдыхается, ему уже нечего сказать, он устал психологически и физически.

- Есть какие-то приметы, кроме дыхательной гимнастики, которые ведут к удаче?
- Если упали ноты, надо обязательно на них сесть, обязательно! Даже если упали на улице, нужно при всех сесть на ноты. Тогда будет успех. Это старый путь к успеху.

- А если не упали? На что нужно сесть, чтобы хорошо сыграть? Какие есть приметы?
- Разные есть, у каждого свои приметы есть. Во всяком случае, спотыкаться не надо перед тем, как выходишь на сцену. Это тоже старая примета. Потом очень тяжело прийти в себя бывает. Головой нельзя биться. Я бился головой, потому что высокого роста. Несколько раз и очень сильно. Просто я большой, все двери мне не подходят.
Примет много есть различных, но вот такие - с нотами и спотыканиями - основные. Потом, конечно, руки должны быть теплыми. Разыгрываться важно, но так, чтобы не опаздывать на концерт, не надо торопиться. Надо приходить заранее.
Те из участников, кто будут играть с оркестром, наверное, в первый раз играют с оркестром. Здесь необходимо особое внимание, чтобы не перепутать партитуры. В школах обычно играют двумя роялями, а тут надо уже посмотреть, как будет звучать оркестр. Неплохо бы послушать какую-то концертную запись мастера, не пробуя ей подражать. Такие советы, они, как правило, естественны, их надо соблюдать - и физически, и музыкально, и психически.

- Какие у Вас ожидания от будущего конкурса?
- Я хочу, чтобы все выступления конкурсантов были удачны, чтобы трудно было объявить победителя.

- Если такая ситуация сложится, что будете делать?

- Будем просить, чтобы дали больше мест, чтобы дали больше телевизионного времени. Я понимаю, что телевидение все связано временем, а мы будем просить.

- Будь Ваша воля, Вы бы всех участников наградили?
- Нет, всех – нет, но больше, чем возможно. Потому что остаются очень хорошие, приятные дети, которые хорошо себя показали. Вот выбрали пятерых, а призовых мест всего три. Тогда мы просим больше, а нам дают меньше. Все как всегда.


Смотрите также расписание конкурса >>>