26.10.2006 | 00:00

Доренский Сергей на "Худсовете"

26 сентября 2006 года в гостях у рубрики "Худсовет" был профессор Московской консерватории, академик Сергей Леонидович Доренский.

Воспитать будущего большого музыканта – одна из самых сложных задач, ведь сначала нужно вырастить музыканта маленького - из бойкого шалуна или робкой девчушки. Надо научить их слушать и слышать музыку, общаться с инструментом и партнером и, конечно, не бояться аудитории.
Музыкальные конкурсы для начинающих музыкантов решают многие из этих проблем. Тем более, когда есть возможность не только поучаствовать в соревновании, но и попасть в телевизионный эфир. Международный телевизионный конкурс "Щелкунчик" и задумывался на телеканале "Культура" как проект одинаково интересный и телевизионной музыкальной аудитории, и армии профессионалов, воспитывающих юных музыкантов.

- Сергей Леонидович, можно ли сказать, что, то что мы видим в финале конкурса "Щелкунчик", это, в какой-то степени, отражение положения дел в музыкальной педагогике? И как Вы оцениваете этот уровень?

- Музыкальное образование сильно тем, что начинается с пяти-шести лет. Я сам начал с семи. Но теперь родители отдают своих детей и с пяти лет. Это является залогом высочайшего профессионализма. Конкурс "Щелкунчик", конечно, является каким-то итогом для многих детей. Там есть разные группы, по разным группам определяются победители. Это огромный стимул для детей - показать себя, показать работу своего педагога, показать, на что ты можешь рассчитывать в будущем.

- Наверное, одна из основных проблем: ребята готовятся, они готовы технически, но они же невероятно волнуются. Я знаю, что у Вас есть секретная методика, связанная с дыханием для людей, для пианистов, которые не могут преодолеть стресс...

- Я с Вами не соглашусь. Дети почти не волнуются. Дети начинают волноваться, когда начинают понимать, как трудно играть, скажем, на рояле. А в восемь, десять, двенадцать лет они практически не волнуются. Я скажу больше, в последнее время у нас появляется очень много вундеркиндов. А потом куда-то все исчезают, остаются только несколько. Отчего это происходит? Они начинают понимать, как трудно играть на рояле. И вот тут они начинают безумно волноваться.
Секретных методик у нас никаких нет. Конечно, без дыхания вообще невозможно производить какое-либо действие, а тем более артистическое. Об этом обычно никто не спрашивает. А это очень важно.

- Что Вы советуете?

- Специальное дыхание, с тем, чтобы нажимать на диафрагму, это снимает волнение: вы набираете воздух и сжимаете… Это особые методы, я не буду вам рассказывать подробно, но можно снять волнение именно таким образом. Волнение присуще артисту. Оно должно быть. Артист, выходящий на сцену без волнения – не артист. Но когда он вышел на сцену, его волнение должно уйти и оставить место только творческому процессу.
Сейчас второй раз буду председателем жюри конкурса "Щелкунчик". И должен сказать, что замечательно, что такой конкурс проводится, потому что он дает возможность молодым музыкантам почувствовать себя артистом, а это очень важно.

- Я надеюсь, что все участники этого года конкурса "Щелкунчик" слышали ценнейшие советы от профессора Доренского, и они наверняка им помогут. Тем более, как Вы заметили, дети не должны волноваться.

- Нет, не должны.

Беседовала Нара Ширалиева.

Читайте также:
Сергей Доренский: "Все зависит от вас"