31.10.2006 | 18:06

"Щелкунчики" говорят о себе

Юные музыканты, принимающие участие в VII телевизионном конкурсе "Щелкунчик", удивляют на сцене, заставляют слушателей сопереживать, увлекают своим подчас просто виртуозным исполнением. В музыке есть место и грусти и веселью, а во время венгерского танца ноги так и просятся в пляс.
Аплодисментами восторженные слушатели наградили всех выступавших. В конкурсе принимают участие дети и восьми лет и десяти, и тринадцати. Какие они, юные музыканты? Как они ощущают себя на сцене, как справляются с волнением? Что для них значит музыка? Почему выбирают тот или иной инструмент? Чем увлекаются в свободное время, и есть ли оно у них? По окончании выступлений мы познакомились с юными музыкантами и попросили в нескольких словах рассказать о себе. Ведь нелегко поверить, что в 6 или 8 лет можно с удовольствием по 6 часов репетировать, встречаться с друзьями по расписанию 2 раза в неделю, совмещать пение, танцы, шахматы и музыку, а еще и учить одновременно со всеми занятиями несколько иностранных языков. Все участники, с кем нам удалось побеседовать прошли во второй тур конкурса, который состоится 1 ноября.

Людвиг Айрапетян, 8 лет, флейта:

- Я оказался на конкурсе не из-за себя - из-за педагога и родителей. Педагог у меня отличный, лучше всех. Я уже выступал на областном конкурсе и тоже не волновался. Чем старше музыкант, тем опыта больше, легче становится играть. Когда я играл, то думал только о музыке, а когда закончил, то представил, как мама дома волнуется. Я совсем не волновался, потому что зал оказался такой маленький. Я думал, будет много народу. Мне сказала, что будет четыреста человек. Я поверил, а потом посмотрел на этот зал - он такой крошечный. Я сейчас все соки из себя выжал. Думаю, до следующего тура я успею себе снова поставить энерджайзер.
Летом, когда записывали кассету, чтобы отправить на "Щелкунчик", я дома по шесть часов занимался. Записывали целый месяц. Непосредственно перед конкурсом, конечно, отдыхал. Как говорится, сначала пусть будет трудно, чтоб потом быть как в раю. Летом было трудно. Я работал честно. В школе меня освободили от занятий ради конкурса. Когда конкурс закончится, на каникулах, я буду догонять.
Произведения для конкурса выбирал не я, а мой педагог, потому что он знал, что я могу эти произведения играть. Но я их уже играл и мне самому они нравятся. Мама говорит: "Каждая пьеса это - Я". Венгерский танец - это я. Где-то могу пошалить, где-то могу показать, что я добрый. Например, в "Турецком рондо" я показываю, что я умею. В "Венгерском танце" показываю, какой я. На втором туре в "Менуэте" Бизе я показываю, какой я прыгучий. В "Мелодии" Глюка я показываю, какой я могу быть заботливый, добрый, честный, справедливый. Я заранее придумываю себе образ и в нем живу.
Когда музыкант играет и ему самому нравится, как он хорошо играет, тогда ему хочется всех подбодрить. Когда он плохо играет, ничего не понимает в этой музыке, тогда и другим скучно становится. Есть музыканты, которые играют просто так, лишь бы закончить. И слушатели думают: "Скорей бы он закончил! Скорей бы домой!". А есть такие музыканты, которые каждую нотку оделяют кусочком заботы и не говорят "Так сойдет!". В будущем, когда вырасту, я хочу много профессий иметь: хочу быть музыкантом, певцом, бизнесменом.
Некоторые музыканты едут на конкурсы, чтобы получить приз, а другие едут, чтобы радость людям принести, показать, что они умеют, что они научились делать за этот год.
Когда мне было шесть лет, то было тяжело учиться играть. Но педагог был очень добрый. Я становился взрослее, ошибки серьезнее, и педагог стал относиться строже. Я сам иногда слышу, где ошибаюсь. Педагог всегда оказывается прав.
Мы с педагогом, с папой, с мамой - одна команда. Она застревает по пути, запинается, стоит на одном месте, потом все равно идет вперед. Я думаю, что наша команда целеустремленная. В начале я не очень хотел заниматься, шел к маме и говорил: "Мама, я еще хочу поиграть с друзьями". Мама говорила – позанимаешься, потом пойдешь гулять и играть. Иногда я плакал, что не пускают, но со временем я взрослел-взрослел и все понял. С друзьями, их немного, я общаюсь в школе. Я думаю, настоящие друзья, которые не предадут в жизни, - это родные. Например, папа, мама, сестра, педагог Павел Федорович.


Валентин Кочетков, 8 лет, ударные:

- То, что я буду в этом году выступать на конкурсе, я решил сам. Когда я выступал, то очень волновался. Я выбирал музыку, которую сильно любил мой брат, я хотел ее сыграть. Я тоже эту музыку люблю. Играть было легко, но готовился я долго – полгода, наверно, ушло, даже забыл уже. Мне нравится заниматься и музыкой, и танцами (стэпом). Но профессионально я занимаюсь только музыкой. Труднее для меня, конечно, танцы. Там нужно очень сильно ударять ногами, четкость отбивать, а у меня такой силы нет. А чтобы играть, в руках сила не нужна. Чтобы играть, нужны свободные кисти. Чтобы держали, но были свободными.
Когда играл, то очень хотел победить. Еще я бы хотел заняться пением. Пойду в школу, где буду учиться петь. Музыке я посвящаю почти весь день, и меня не уговаривали заниматься музыкой. Я сам хочу заниматься. Я выбрал ударные, потому что мне очень понравился инструмент, привлекало звучание и то, что кроме как кистями больше ничем работать не надо.

Екатерина Никитина, 13 лет, саксофон:

- Я занимаюсь на саксофоне уже пятый год. Я хотела бы быть профессиональным музыкантом. Инструмент я сама выбирала. Просто в семь лет пошла на отчетный концерт в школе и увидела саксофон - просто ужасно захотелось на нем играть. Он красивый и удивительно звучит, привлекательный очень инструмент. Занимаюсь я очень много, даже пришлось перейти на домашнее обучение по школьной программе. И так уже третий год.
Произведение мы с педагогом выбирали, чтобы я могла свободно справиться и заодно повысить мастерство. Например, "Игры панды" Крепена своеобразное произведение - очень трудно представить себе такого веселого мишку - панду. Первая часть произведения веселая, а вторая - певучая. Приходилось долго вживаться. Но в последнее время у меня хорошо получается это делать. Или "Сицилиана и Тарантелла" – произведение на второй тур – в нее тоже надо вжиться. А так я люблю играть медленные кантилены.
За неделю до конкурса я сильно волновалась, когда пришло письмо, увидела расписание. Навязчивой мысли о победе перед конкурсом не было, я просто очень хочу сыграть с симфоническим оркестром. Это в первый раз, такого опыта у меня еще не было.
В свободное от музыки время я много рисую мультяшных героев. Посмотрела в кинотеатре фильм "Пираты Карибского моря", под его влиянием начала рисовать. Мои друзья тоже учатся вместе со мной на саксофоне. С ними я встречаюсь в определенное время, например, понедельник, четверг. Мои кумиры в музыке - учитель Алексей Волков, Жан-Пьер Бараглиоли и Клод Делангль. Но копировать их манеру игры, я не хочу, нужно найти свою, а может, в будущем постараться сыграть лучше, чем мои кумиры.