02.11.2006 | 00:00

Александр Рудин: Бич детских конкурсов - нездоровое соперничество взрослых

До 4 ноября в Москве проходит VII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик", который проводит телеканал "Культура". "Щелкунчик" появился в 2000 году, и тогда конкурсантами стали в основном ученики московских музыкальных школ. А на участие в нынешнем конкурсе поступило уже более 170 заявок от юных исполнителей из России, ближнего и дальнего зарубежья. Это неудивительно: ведь именно "Щелкунчик" дает ребятам возможность выступить перед многомиллионной аудиторией и тем самым сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и признанию - все три тура конкурса транслируются в эфире телеканала "Культура" (в этом году - с 6 по 19 ноября).

Призеры "Щелкунчика" впоследствии берут верх и на других престижных музыкальных соревнованиях: к примеру, победитель конкурса прошлого года пианист Дмитрий Майборода стал лауреатом конкурса молодых музыкантов "Евровидение-2006".

"Щелкунчик-2006" впервые пройдет в трех концертных залах лучших музыкальных учебных заведений Москвы: торжественное открытие - в РАМ им. Гнесиных, конкурсные туры - в ЦМШ при Московской консерватории. А заключительный тур конкурса состоится в БЗК, где участники конкурса сыграют в сопровождении академического камерного оркестра Musica Viva.

О том, каково это -- принимать участие в детском конкурсе, Надежде Багдасарян рассказал руководитель оркестра Musica Viva, маэстро Александр Рудин.

- Александр, Вы сами и участвовали, и входили в состав жюри многих конкурсов. Потому, конечно, прекрасно знаете атмосферу, царящую на различных музыкальных состязаниях. Чем атмосфера "Щелкунчика" отличается от других конкурсов?

- Это конкурс детский, и ему сопутствуют типичные положительные и отрицательные моменты любых детских соревнований. К положительным моментам я бы отнес возраст участников "Щелкунчика" - это дети до 14 лет, которые вполне уверенно, искренне и очень музыкально отыгрывают свою программу. И конкурс симпатичен именно этим - свежестью его творческих сил. Отрицательная же сторона "Щелкунчика" в том, что, к сожалению, любому детскому конкурсу (что бы кто ни говорил и что бы кто ни предпринимал) свойствен элемент нездорового соперничества взрослых - родителей, педагогов. А ведь ко всему, что связано с детьми, нужно подходить очень аккуратно и не спекулировать милым, симпатичным и неиспорченным дарованием.

"Щелкунчик" уже имеет солидный возраст. И сейчас он, безусловно, находится на этапе позитивного становления: о нем узнают все больше и больше людей, в нем участвует все больше юных музыкантов. Поэтому хотелось бы, чтобы в конкурсе присутствовало как можно больше положительных качеств и удавалось избегать отрицательных.

- Далеко не всегда на этом конкурсе присуждают Гран-при. Почему? Мало талантливых ребят?

- Это вопрос к жюри. Функция нашего оркестра заканчивается с последней нотой выступления последнего участника. Затем жюри удаляется на свои совещания, а мы покидаем "поле битвы"... А вообще Гран-при и все эти премии, особенно в детском возрасте, - преходящие и сиюминутные оценки. Интересно, как играют ребята, а не то, какие премии они получают.

- На третьем туре "Щелкунчика" его участники играют вместе с Вашим оркестром. Легко ли Вы находите общий язык?

- Как правило, легко. Если есть какие-то трудности, то они связаны опять же со взрослыми - или с родителями ребят, или с их педагогами. Хотя каких-то особых проблем не возникало. Просто взрослые сильнее переживают, чем сами участники.

- Неужели дети совсем не волнуются?

- Кто как. Но обычно волнение приходит с возрастом. Мне кажется, что волнение, как правило, возникает тогда, когда человек начинает задумываться о том, что ему предстоит. А в таком возрасте дети об этом не задумываются. Терять им особенно нечего, и они просто делают то, что умеют. У них есть волнение, но нет мандража.

- А детские капризы бывают? Ребята всегда готовы выполнять все Ваши требования?

- У меня нет требований к этим ребятам, потому что наше дело - сделать так, чтобы они довольно комфортно себя чувствовали. Мы лишь следуем их интерпретации или интерпретации их педагогов или родителей. Главное - не мешать и ничего не менять, чтобы маленький участник мог сыграть так, как привык делать это в классе. В общем, чтобы их ничто не раздражало. Поэтому мы стараемся максимально "подделываться" под их видение музыки. С нашей стороны творческого начала - минимум.

- Насколько совпадает детский взгляд на музыку с Вашим?

- Вы знаете, видение взрослых тоже часто с моим не совпадает (смеется). А на конкурсе этот вопрос не ставится. Как и во взрослых, в детях я ценю естественность подхода к любому сочинению - будь это совсем простая пьеса или взрослый сложный концерт. Хотя, как правило, дети играют довольно сложные произведения. Но исполнение должно быть детским - каков ребенок есть, так он и должен играть. Нельзя его учить тому, чего он еще не может осознать. И если дети не выпендриваются, получается очень симпатично. Это, как мне кажется, должно способствовать их успехам на конкурсе. Хотя, конечно, тут решать жюри. Я просто высказываю свое мнение.

- Каков, на Ваш взгляд, общий уровень участников "Щелкунчика"? Кто Вам больше всех запомнился?

- За эти годы запомнились многие. Я не могу сейчас никого выделить. Как мне кажется, традиционно бывает очень высокий уровень у пианистов - они все очень хорошо играют. И из тех, кто играет на третьем туре, трудно выбрать кого-то одного - все очень продвинутые, зрелые для своего возраста ребята. Духовики тоже бывают хорошие. Когда маленькие детки играют на духовых инструментах чисто и с естественной фразировкой, это очень трогательно.

- После окончания конкурса Вы продолжаете общаться с его участниками?

- Как правило, нет. Наверно, просто должно пройти какое-то время, чтобы эти ребята начали вести регулярную концертную жизнь.

- А что в ближайших концертных планах Musica Viva?

- Открытие нашего абонемента в Большом зале Консерватории 11 ноября. На этом концерте, который называется "Герои эпохи Бетховена", прозвучат произведения, посвященные великим правителям конца XVIII--начала XIX веков. Среди произведений, которые мы исполним на концерте, - "Героическая" симфония Бетховена, изначально посвященная Наполеону (правда, потом посвящение было снято), и ре-минорная симфония австрийского композитора бетховенского круга Антона Эберля, чьи сочинения высоко ценили и часто исполняли современники, посвящена российскому императору Александру I. Сейчас для нас это основное.