30.11.2006 | 00:00

"Щелкунчик-2006"

В Москве завершился VII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик". В этом году его организаторам из Студии музыкальных программ телеканала "Культура" многое удалось осуществить впервые. Конкурс занял три лучших зала столицы: открытие (28 октября) состоялось в Концертном зале РАМ им. Гнесиных, прослушивания проходили в ЦМШ, финал и церемония награждения лауреатов (4 ноября) — в Большом зале консерватории. Впервые была проведена прямая трансляция церемонии открытия и финала конкурса в Интернете на сайте телеканала "Культура".

Телеконкурс "Щелкунчик" с каждым годом становится все более интересным, насыщенным яркими событиями и представительным по числу участников. Если на первом конкурсе играли, в основном, москвичи, то на нынешнем седьмом в отборочном туре участвовали исполнители из 60 городов России и 14 стран ближнего и дальнего зарубежья: всего 173 претендента.

"Щелкунчик" - это замечательные традиции. И первая из них - приглашение для работы на конкурсе высококлассных музыкантов. Это исполнители и педагоги с международной известностью, которые образуют авторитетное жюри. Это участие в финальном туре Академического камерного оркестра "Musica viva" под управлением народного артиста России Александра Рудина. И, конечно же, благодаря трансляции в эфире телеканала "Культура" юные конкурсанты имеют возможность в полный голос заявить о себе, завоевать сердца многомиллионной аудитории, почувствовать себя звездой.

К "Щелкунчику" обращено внимание благотворительных фондов, концертных организаций, больших артистов. Звание лауреата или дипломанта "Щелкунчика" способно если не изменить судьбу юного музыканта, то, во всяком случае, разнообразить и наполнить чем-то новым его жизнь. Судите сами.

От телеканала "Культура" скрипачке Александре Ли, обладательнице Гран-при "Щелкунчика" был вручен подарочный сертификат на покупку музыкального инструмента. Всем 48 участникам конкурса (прошедшим в первый тур, дипломантам и лауреатам) подарены СD-плееры с записью их выступлений в каждом туре, финалистам - DVD-плееры, "золотым щелкунчикам" - ноутбуки. "Серебряным щелкунчикам" вручили еще музыкальные центры - таков был приз "Российской газеты". Конкурсанты (все, кто пожелал) побывали на балете "Золушка" в Большом театре.

"Госконцерт" взял на себя организацию гастролей девяти финалистов конкурса. Фонд Юрия Башмета, продолжая традицию прошлого года, поощрил лауреатов "Щелкунчика" Александру Ли, Мацуду Канон, Леонида Валуйскова выступлением с ГСО "Новая Россия" в качестве солиста - с последующей записью концерта. Дипломанты пианистка Анастасия Воротная и ударник Валентин Кочетков отмечены стипендией Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Кстати сказать, во второй тур Валентин прошел благодаря решению детского жюри конкурса, представленного лауреатами "Щелкунчика" прошлых лет. Детское жюри учредило и свои шесть призов. Вручены стипендии фонда "Новые имена" лауреатам Александре Ли, Артему Науменко и самому младшему участнику, семилетнему пианисту Даниилу Харитонову, "золотые щелкунчики" поощрены премиями фонда "Русское исполнительское искусство". Общество "Ассамблеи искусств" пригласило дипломанта Сергея Белявского и лауреата Артема Науменко выступить в Норвегии: пианисту Сергею Белявскому предстоит выступить в Тролльхаугене и играть на рояле Эдварда Грига. "Русский Дом в Ницце" проведет концерт во Франции с участием Александры Ли и пианисток-дипломанток Сары Зайтманн (Франция) и Екатерины Рыбиной.

Новая яркая страница начнется в жизни четырех музыкантов: это скрипач из Еревана Эммануель Чкнаворян, виолончелисты Василий Степанов (Казань) и Анастасия Кузнецова (Воронеж), трубач Никита Михайловский (Санкт-Петербург). Оказывается, для ребят учрежден спецприз: если они решать поступать в ЦМШ при Москов ской консерватории, им не придется сдавать экзамен по специальности. Об это объявил директор школы Александр Николаевич Якупов.

А еще лауреаты и члены детского жюри конкурса выступят в концерте 23 ноября на сцене московского Дома ученых. Кроме того, все финалисты получили приглашение от Управления культуры Юго-Восточного округа Москвы принять участие в концерте на международном фестивале "Музыкальное лето".

По итогам интерактивного голосования был присужден "Приз зрительских симпатий". Его обладатель пианист Сергей Белявский получил право выступить на прославленной сцене Большого зала Московской консерватории с оркестром "Musica viva".

ИТОГИ КОНКУРСА В ОЦЕНКАХ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ

Валентин Григорьевич Тернявский:

- "Щелкунчик" развивается: растет количество его участников, растет и качество их игры, репертуар конкурса становится все труднее. Победители прошлого года очень удачно выступали за границей, и это, конечно, повысило престиж конкурса. Он стал устойчивой приметой нашей музыкальной жизни.

Конечно, существуют и некоторые проблемы, связанные, например, с соотношением репертуара и возраста. Сложно сравнивать 15-летнего, почти взрослого, музыканта и - семилетних или восьмилетних детей, участников первого тура: они замечательные ребята, но еще не могут соревноваться с теми, кому исполнилось даже 12 лет. Эти проблемы, я думаю, будут решаться: и в плане репертуара, и в плане более четкого возрастного деления.
Жерар Ганасиа признался, что впечатлен высоким уровнем подготовки ребят - "было непросто выбирать самых лучших".

- Существуют ли подобные конкурсы во Франции?

- Да, конечно, я и сам являюсь основателем конкурса, он называется "Золотые ключи" и проводится по всем специальностям, по всем инструментам: фортепиано, скрипка, гитара, флейта, контрабас и так далее. Принцип соревнования примерно такой же. Приезжают кандидаты со всей Франции и из других стран - например, из Венгрии, из России. Возраст участников - от 7 до 18 лет, но у нас существуют разные категории - от начинающих до профессионалов. Всего 10 категорий, и в каждой - своя обязательная программа (в отличие от "Щелкунчика").

По мнению Александры Михайловны Вавилиной-Мравинской, уровень выступавших на конкурсе - "высочайший"! Она с удовольствием говорила о детях, произведших наибольшее впечатление:
- У флейтиста Артема Науменко - большое будущее. Он умница, у него хорошая школа игры на инструменте, его флейточка поет очень красиво. И наш трубач из Санкт-Петербурга Леонид Валуйсков (он учится в обыкновенной районной школе) - замечательный мальчик. Прекрасно, что на конкурcе звучит труба, потому что дефицит музыкантов-трубачей уже заметно ощутим. Радует, что дети играют сложные произведения и справляются с ними, хотя я и не люблю, когда программа уж слишком завышена. Но все обладатели первых премий представили по-настоящему взрослый репертуар и, повторю, вполне справились. Это незаурядные дети. Скрипачка Александра Ли, сыгравшая Первый концерт Паганини, - по-моему, вундеркинд. Она еще играет не на полной скрипочке, а на половинке, но уже видно, что скрипачка - великолепная: и техничная, и кантилену чувствует - прекраснейший ребенок, дай бог, чтобы она хорошо развивалась! Мне понравилась японская пианистка Мацуда Канон, в ней чувствуется музыкальность, глубина, видна ее колоссальная работоспособность, даже какая-то фанатичность. Меньшее впечатление произвела на меня пианистка из Украины Надя Киселева: у нее нет такого, я бы сказала, фундаментального ощущения времени, она допускает ритмические неточности и некоторые отклонения от темпа, ее "несет" вперед, она иногда недосчитывает. Если бы мы с ней встретились, я бы посоветовала обратить на это внимание.

И еще по поводу выбора репертуара. На конкурсе я услышала мнение одного музыканта, который сказал - "зачем давать таких сложных композиторов, как Паганини, Лист, надо давать простые произведения: Гайдна, Моцарта, Баха". Но это как раз самые сложные авторы! Для того чтобы добраться до Моцарта, надо абсолютно владеть всеми стилевыми компонентами и, главное, понимать логику темповых соотношений. Время – темпо-ритм - вот что определяет форму произведения. Если все будет звучать замедленно, то форма развалится, а если чересчур ускоренно, то "слипнется" в какую-то непонятную клецку. Юного исполнителя нужно постепенно подводить к Баху, венским классикам, их играть гораздо труднее, чем эффектные романтические произведения, это несомненно.

Мои оценочные критерии просты: открываются или остаются закрытыми "створки" моего сердца. Искусство должно потрясать, и потрясение искусством означает для меня его подлинность. А если я слушаю игру и постоянно ловлю себя на прозаических мыслях - "вот тут хотелось бы так, а что здесь происходит? - а там какие-то "блошки", погрешности", - значит это не золото. Да, я слышу, что, допустим, играющий человек - талантлив, из всех предыдущих он лучший, но у него еще все впереди.

Самое ценное, когда исполнитель может крепко "зацепить" слушателя. Так рыбак удерживает попавшуюся на блесну рыбу, натягивая леску. Должно быть непрерывное воздействие музыки, и публика должна чувствовать через исполнителя непосредственную эмоциональную связь с автором. Ведь, как известно, основная задача исполнителя - не себя показать, а композитора.

У Евгения Робертовича Бушкова - свой взгляд на итоги конкурса:

- Конкурс вышел на новые музыкальные позиции - это замечательно. Мне кажется, и слушатели получили огромное удовольствие, и жюри испытало немало приятных моментов.

Самой солидной номинацией традиционно считается фортепиано, что связано с невероятным техническим ростом, который проявился в последнее время у детей - многие играют очень сложные произведения. Номинация "фортепиано" всегда обещает некие откровения, появление ярких талантов, и ожидания, в общем, оправдываются. Победителями в этом году стали дети 10-11 лет. Как они будут развиваться дальше, сегодня трудно предположить. Но для меня очевидно, что сейчас мало кто из них может быть сопоставлен по уровню с лауреатами "Щелкунчика" последних лет в номинации фортепиано, нынешние - не столь хороши, как прошлогодние победители. У струнников была блестящая скрипачка Александра Ли. Ей практически никто не противостоял, чтобы составить конкуренцию, а хотелось бы увидеть достойных соперников. Как и услышать в третьем туре живые, а не только виртуозные ноты.
Мои критерии оценки сложились давно и не меняются. Я считаю, что в исполнении чрезвычайно важно личностное видение музыки человеком, который ее играет. И еще - живость: когда она присутствует в игре юного исполнителя, то действует, по сути, сильнее, чем то же качество взрослого музыканта, сознание которого загромождено разного рода второстепенной информацией. И вот это непосредственное высказывание должно быть подкреплено достойным техническим аппаратом. Многие участники конкурса чрезвычайно легко прошли во второй тур, но не попали в финал только потому, что их технический уровень не позволил продержаться на благополучном для конкурса уровне.

Выбор репертуара. Это сложная задача для педагогов, и ученики порой вынуждены расплачиваться за недальновидность своих учителей, если назначенный репертуар откровенно труден для них. Педагогу может казаться, что его ученик справится с тем или иным произведением, а на деле вместо музыки выходят просто сыгранные ноты, потому что ученик не в состоянии выразить свою душу через исполняемое произведение. В некоторых случаях даются чрезвычайно усложненные в техническом отношении произведения: они тоже сковывают ребенка, не позволяя ему высказываться адекватно своему уровню развития. Как жаль, что педагоги сами лишают своих детей возможности продвинуться вперед! А жюри в таких случаях бывает очень не просто принимать решения. (Замечу, кстати, что жюри в номинации "струнные инструменты" было довольно доброжелательным).

Есть еще очень важный момент, связанный с недостаточно проработанным регламентом конкурса. В "Щелкунчике" должны быть две возрастные категории. Всем уже ясно, что дети 9-10 лет крайне редко могут конкурировать с детьми 12-13 лет, ведь за каждый год совершается огромный технический шаг - это особенно заметно в таких специальностях, как скрипка и духовые инструменты. Если будет две категории - я уверен, будут и более захватывающие встречи с молодыми дарованиями.

С МЕЧТОЙ О ПАГАНИНИ

11-летняя скрипачка Александра Ли родилась в селе Вольнонадеждинское Приморского края, с прошлого года вместе с родителями живет в Москве.

"Когда я была совсем младенцем, - уверенно рассказывает Саша, - мне очень нравилось слушать оркестровую и скрипичную музыку, и поэтому решила попробовать учиться на скрипке". В пятилетнем возрасте начались ее серьезные занятия музыкой. Первая учительница Елена Константиновна Васильева сразу полюбилась девочке. Это была "преподаватель от души" (по выражению мамы Саши), которая занималась со своими учениками по 17 часов в день. За три месяца Саша освоила программу трех классов. С любовью и благодарностью она вспоминает и свою учительницу по сольфеджио Ларису Алексеевну Михайленко (в школе спецпрактики при Хабаровском колледже искусств). Она смогла дать Саше такую теоретическую подготовку, что девочка с легкостью сдала теоретический экзамен при поступлении в ЦМШ при Московской консерватории. И почти год (еще в Хабаровске) Саше посчастливилось заниматься в классе замечательного преподавателя, народной артистки России Веры Андреевны Дубовик (недавно, увы, умершей), которая долгие годы была концертмейстером Дальневосточного симфонического оркестра. Под ее руководством Саша развернулась как музыкант, начала выступать на сцене с серьезными программами. Именно в это время появилась совместная мечта учителя и ученицы - выучить Первый концерт Паганини. После победы на конкурсе "Новых имен" Саше представился шанс прослушаться у профессора Московской консерватории Э.Д. Грача. Профессор уделил ей три часа, в течение которых. Саша читала с листа, играла гаммы и все, что к тому времени наполняло ее репертуар. В итоге Александра Ли стала ученицей Эдуарда Давидовича Грача.
Саша - победительница Третьего международного конкурса молодых музыкантов-исполнителей (Владивосток, 2003), Второго всероссийского открытого конкурса юных музыкантов "Новые имена" (Ханты-Мансийск, 2003-2004), Третьего международного юношеского конкурса "Скрипка Севера" (Якутск, 2005) - здесь были и дипломы за лучшее исполнение этюда, произведения Баха и концерта, международного конкурса во Франции (Версаль, июль 2006).

После яркого выступления в финале "Щелкунчика" с концертом Паганини, разученным за три месяца до конкурса, Александра Ли сказала: "У меня нет отдельных, особенно любимых, композиторов - они все мои любимые. Но из всех я все-таки выделяю Паганини".

ГЕРОЙ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ

12-летний пианист Сергей Белявский - ученик ЦМШ при Московской консерватории (его педагоги - А.Э.Жаворонков и К.А.Шашкина). Он - лауреат первой премии Восьмого международного конкурса юных пианистов В.Крайнева (Харьков, 2006) и Третьего конкурса "Ротари" (Москва, 2005), на Шестом конкурсе "Щелкунчик" взял третью премию. Сергей - стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Крайнева и уже выступал за рубежом - в Германии и Италии. Одновременно с ЦМШ Сергей учится в ДШИ № 11 по классу кларнета и даже является дипломантом Второго московского открытого конкурса кларнетистов (2005). Он - человек увлекающийся. В свободное время составляет фонотеку по передачам радио "Орфей", играет в шахматы, изучает английский язык.

РОЯЛЬ И ОРИГАМИ

Если Мацуда Канон не играет на рояле, то слушает музыку или читает, с большим удовольствием мастерит оригами.

Музыкой она начала заниматься в пять лет, еще в своем родном городе Такамацу. Сейчас 10-летняя Канон учится в МССМШ им. Гнесиных, ее педагог - Елена Петровна Иванова. В 2004 году юная пианистка стала лауреатом Открытого международного конкурса пианистов и фортепианных ансамблей, посвященного памяти Э.Грига (Гран-при, Москва).

"МУЗЫКА, МУЗЫКА И МУЗЫКА!"

Именно так ответил на вопрос о своих увлечениях трубач Леонид Валуйсков из Санкт-Петербурга. "Вначале я хотел поступить на флейту, потому что мой друг - великолепный флейтист, но, сам того не ожидая, попал на трубу, и теперь очень этому рад". Леонид учится играть на трубе с семи лет. Он занимается в ДШИ им. В.А.Гаврилина, в классе заслуженного работника культуры России Михаила Михайловича Библина. В 12 лет Леонид имеет немалый опыт участия и побед в конкурсах. Он лауреат проходивших в Санкт-Петербурге Открытого конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах, смотров-конкурсов "Серебряная свирель" и "Золотой горнист", международного фестиваля "День рождения собирает друзей".

НАДЕЖДА С БОЙЦОВСКИМ ХАРАКТЕРОМ

Надежда Киселева из Керчи занимается музыкой с четырех лет, учится в керченской ДМШ № 1: ее педагог - Людмила Иннокентьевна Протасова. По словам девочки, она выбрала фортепиано, потому что этот инструмент очень нравится ее маме. Надя успешно участвовала во многих конкурсах - от городских до международных. "В нашем городе я всегда занимала вторые места, а потом вдруг выскочила на первые", - говорит пианистка. Надя - победитель симферопольского конкурса "Синяя птица" и проходившего в Донецке международного конкурса юных пианистов, посвященного Сергею Рахманинову, лауреат Первой степени группы "Горовиц-Дебют" на Шестом международном конкурсе памяти Владимира Горовица в Киеве, призер Восьмого международного конкурса молодых пианистов В. Крайнева (Харьков, 2006). Бойцовский характер Надя воспитала в спортивной школе, где занимается акробатикой: у нее первый юношеский разряд. А сейчас она увлеклась еще и теннисом. Зимой катается в Карпатах на горных лыжах и в любое время года очень любит рисовать: ее работы получали призовые места на международных конкурсах детского рисунка.

КСИЛОФОН ДЛЯ ПРИНЦА

Этот мальчик с копной золотых волос и тонким профилем очень похож на юного принца из сказки. Только играет он не на сказочных, а реальных, притом ударных инструментах, которые выбрал самостоятельно: "Решил играть на ксилофоне, потому что понравилось его необычное звучание. И заниматься оказалось очень интересно". Сегодня Тимофей Калашник играет уже на многих ударных инструментах, среди которых колокольчики, маримба, вибрафон и барабаны. Он учится в московской ДМШ № 51, в классе почетного работника культуры России Галины Николаевны Кряжевой. Тимофей по-своему рекордсмен: в 13 лет он является лауреатом 13 фестивалей и конкурсов, в том числе Всероссийского конкурса им. В.М. Блажевича. Примечательно, что в его музыкальном арсенале - не только ударные: с семи лет он серьезно занимается фортепиано в родной школе. А увлечения его - вполне мальчишеские: футбол и плавание.

ГРАН-ПРИ КОНКУРСА:
Александра Ли (11 лет, Москва), скрипка
I премия и "Золотой Щелкунчик":
Мацуда Канон (10 лет, Такамацу, Япония), фортепиано
Александра Ли (11 лет, Москва), скрипка
Леонид Валуйсков (12 лет, Санкт-Петербург), труба
II премия и "Серебряный Щелкунчик":
Надежда Киселева (11 лет, Керчь, Украина), фортепиано
Эммануель Чкнаворян (11 лет, Ереван, Армения), скрипка.
Артем Науменко (13 лет, Москва), флейта
III премия и "Бронзовый Щелкунчик":
Юн Э Ин (10 лет, Сеул, Республика Корея), фортепиано
Василий Соловей (13 лет, Москва), виолончель
Тимофей Калашник (13 лет, Москва), ударные инструменты

ЖЮРИ КОНКУРСА:
Фортепиано:
Доренский С.Л. — профессор МГК им. П.И.Чайковского, народный артист России;
Воскресенский М.С. — профессор МГК им. П.И.Чайковского, народный артист России;
Жерар Ганасиа — преподаватель Консерватории г. Вильмомбля (Франция).
Струйные инструменты:
Исакадзе Л.А. — народная артистка СССР, народная артистка Грузии, профессор МГК им. П.И.Чайковского;
Бушков Е.Р. — дирижер Государственного симфонического оркестра "Новая Россия", лауреат международных конкурсов;
Князев А. — народный артист России, солист МГАФ.
Духовые и ударные инструменты:
Пекарский М.И. — профессор МГК им. П.И. Чайковского, народный артист России;
Вавилина-Мравинская А.М. — профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, народная артистка России;
Корнильев А. — солист МГАФ, лауреат международных конкурсов;
Пермяков В. — солист БСО им. П.И.Чайковского (1-й кларнет), заслуженный артист России;
Понькин В.А. — главный дирижер театра "Новая опера", народный артист России.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТЕЛЕКАНАЛА "КУЛЬТУРА" ВО ВСЕХ СОСТАВАХ ЖЮРИ:
Тернявский В.Г. — шеф-редактор Студии музыкальных программ телеканала "Культура", заслуженный деятель искусств России.