16.11.2007 | 00:00

Щелкунчики в мире звуков

Юные музыканты раскрывают секреты своих успехов

Им рукоплещут залы. Их детские мечты — о большой сцене и концерте с оркестром. Юные дарования, музыкальные таланты, чьи имена звучат далеко за пределами России…

На днях в Москве прошел один из самых престижных международных конкурсов "Щелкунчик".

Ежегодно он открывает миру новые имена будущих великих музыкантов. А каким видят мир они — юные вундеркинды, неразлучные со своими скрипками или фортепиано?

В этом году на "Щелкунчике" "золото" досталось двоим: ударнику Даниилу Беликову из Нижнего Новгорода и москвичке Анастасии Кабекиной (виолончель).

— Если честно, я не люблю конкурсы, где надо бороться за первое место, где тебя с кем-то сравнивают, — призналась Настя. — Мне по душе концерты, где нет жюри, а слушатели просто получают удовольствие от моей игры. Впервые я участвовала в "Щелкунчике" в возрасте 9 лет, но не дошла до финала. Сколько было слез… В этом году взяла реванш, получается!

Она решилась принять участие в "Щелкунчике" лишь после того как узнала, что тот, кто дойдет до третьего тура, будет выступать с оркестром "Виртуозы Москвы". Так захотелось сыграть с мастерами… Теперь Настина мечта сбылась.

Даниил Беликов в финале конкурса исполнил концерт Вивальди и зажигательный "Чардаш" Монти. К своей победе мальчик относится спокойно:

— Раньше "Щелкунчика" с родителями только по телевизору смотрели, а потом решили: почему бы заявку не подать? Просто ради участия, на победу никто не рассчитывал, я ведь играю на ударных всего три года.

Музыка — лишь одно из увлечений Даниила. Кроме игры на ударных и фортепьяно он еще занимается спортом, ходит на секцию карате. Времени хватает, хотя для юных музыкантов это редкость: успех требует жертв… Как складывается жизнь победителей "Щелкунчика" разных лет? И чего стоят успехи детей их семьям? "МК" встретился с лауреатами конкурса прошлых лет.

* * *

В 2006 году на VII "Щелкунчике" первое место среди пианистов заняла 11-летняя пианистка Мацудо Канон. Хрупкая японская девочка на тот момент уже четыре года жила в России. Она приехала сюда специально, чтобы учиться музыке.

— Канон в переводе с японского обозначает "красивый звук", — говорит мама пианистки Масако-сан. — Когда дочь только родилась, ее дядя, довольно известный в Японии астролог, предсказал племяннице большое музыкальное будущее.

Тогда его слова никто не воспринял всерьез. Но в возрасте четырех лет девочку отдали в музыкальную школу.

Она занималась в классе японского педагога Йошико Хосода всего десять дней, когда в Японию приехала педагог из музыкальной школы при училище им. Гнесиных Елена Иванова. И сразу же обратила внимание на малышку. Через год Канон с мамой и младшим братом Такуто переехали жить в Москву.

Ни мама, ни дети пять лет назад не знали ни слова по-русски. Первое слово, которое выучили, — "Москва". Муж Масако-сан остался жить и работать в Японии. В течение пяти лет супруги Мацудо видятся лишь летом, когда у детей каникулы.

— Я переехала в Россию лишь для того, чтобы мои дети имели возможность учиться музыке. Ведь русская фортепьянная школа признана одной из лучших в мире, — говорит Масако-сан. — Мой муж все понимает, он очень добрый человек и согласен на то, чтобы мы жили в России, хоть и очень скучает.

В прошлом году на конкурсе "Щелкунчик" 11-летняя Канон получила Гран-при. Несмотря на то что живет и учится она в России, на международном конкурсе представляла Японию.

А в этом году уже выступила в роли члена жюри. "Судить было более волнительно, чем выступать самой", — признается Канон. Она не скрывает, кому отдала свой голос, но эти участники так и не вышли, к сожалению, в финал.

— Я очень люблю читать и еще делать оригами, — рассказывает Канон. — Но на это времени остается все меньше и меньше. Сейчас по 3—4 часа в день разучиваю Третий концерт Бетховена, “Рондо–каприччиозо” Мендельсона и вальсы Шопена… Мама Масако-сан везде сопровождает дочь. Младший брат девочки тоже учится музыке — он третий год играет на скрипке.

* * *

"Чудо-мальчик и большой оркестр" — такими афишами встречал Митю Майбороду Екатеринбург. 14-летнего подростка называют одним из самых "удобных" пианистов для оркестра. Он выходит на сцену уже после одной совместной репетиции и заставляет зал взрываться аплодисментами.

Со своими концертами Митя объездил всю Россию — от Волгограда до Читы. Играл и в Европе: Франция, Германия, Италия, Словения, Польша… На его счету победы в таких престижных конкурсах, как "Евровидение" и "Щелкунчик". Он единственный из молодых пианистов выступал на саммите “Большой восьмерки”.

Поговорить с музыкантом нам удалось лишь во время перемены в Центральной музыкальной школе при Консерватории им. Чайковского, где он учится по классу фортепьяно. Иначе никак — слишком жесткий у него график.

— Самое запоминающееся выступление было в Вене. Под открытым небом, возле ратуши. Собралось около 40 тысяч зрителей, — вспоминает Дмитрий. — Страшновато было. Но ничего — сумел взять себя в руки.
У Мити, кстати, вся семья — музыканты. А на гастролях его всегда сопровождает бабушка.

Впервые он сел за фортепиано в 5 лет. Инструмент выбрал сам. С педагогом ему тоже повезло — он ученик Заслуженного артиста России, доцента МГК Валерия Пясецкого, у которого учился другой известный пианист — Денис Мацуев.

Митя опровергает расхожее мнение о том, что занятия музыкой отнимают все свободное время:
— Я никогда не зубрю пассажи. Занимаюсь по 3—4 часа в день, а это не очень много. Знаю, что некоторые ребята играют по 6—8 часов. Но у меня есть свои секреты — больше думаю, как выбрать правильное положение руки, чтобы тема зазвучала. В общем, играю с головой.

Раньше Митя увлекался шахматами и футболом. Сейчас для этого почти не остается времени. Митины планы на будущее всецело связаны с музыкой.

* * *

— Я стал участвовать в прошлом году в "Щелкунчике" в первую очередь ради того, чтобы выступить в большом зале консерватории, — признается пианист Сергей Белявский.

Он дважды участвовал в конкурсе "Щелкунчик". Один раз удостоился третьего приза, в другой, два года назад, получил приз зрительских симпатий.

— Мы всегда были против того, чтобы Сережа серьезно занимался музыкой, — говорит Сережина мама Мария Белявская, учительница московской музыкальной школы. — Он же мужчина, должен семью обеспечивать. А вы сами знаете, какие у музыкантов зарплаты…

Но этот мальчик все решал сам. И маме — его верному поклоннику и справедливому критику — оставалось лишь согласиться.

— Думаю, что любовь к классике у сына возникла еще до рождения — я во время беременности постоянно слушала классическую музыку, по роду деятельности приходилось, — говорит Мария Леонидовна. — Позднее Сережа лет с трех-четырех ежедневно слушал записи Святослава Рихтера.

Сережа полюбил фуги и прелюдии раньше, чем стал смотреть мультики. До 6 лет он просто игнорировал телевизор. А в восьмилетнем возрасте поступил в ЦМШ.

У него тоже есть свои секреты виртуозной игры на инструменте: "Я играю музыкальные партии под магнитофонную запись". Мама Мария Леонидовна признается, что соседи не всегда довольны трудолюбием сына: занимается Сергей порой и до 11 вечера. Репертуар у него солидный: Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Шуберт, Лист… "Я сам стараюсь выбирать программу. Чтобы нравились все произведения", — рассказывает он. И педагога он тоже выбрал себе сам.

— Я не согласен, что у таких ребят, как я, нет детства, — утверждает Сергей. — Просто у нас другие интересы, нежели у большинства наших сверстников. Да, практически все свободное время я трачу на репетиции. Да, я всегда говорю, в шутку, конечно, что у музыкантов ни каникул, ни пенсии. Но ведь мне это нравится!

Его мама при слове "вундеркинд" только пожимает плечами:

— Моцарт был вундеркиндом в музыке, когда в три года начинал импровизировать, а современные дети просто талантливы. Не стоит внушать им, что они особенные. Ведь сколько ангелочков с косичками купались в лучах славы до поры до времени. А потом им на смену приходили новые ангелочки, их забывали. Взрослые талантливые исполнители вызывают не такой интерес, как дети.