02.11.2011 | 00:00

Гинтарас Ринкявичюс: "Конкурс – это настоящая закалка…"

В эти дни в Москве проходит XII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» – единственный на отечественном телевидении детский конкурс исполнителей классической музыки. 1 ноября состоялось торжественное открытие, в котором участвовали лауреаты прошлых лет и Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского. Дирижер – Гинтарас Ринкявичюс. В преддверии конкурса он ответил на вопросы «ЛГ».

– На концерте-открытии будут солировать лауреаты «Щелкунчика» прошлых лет. Приходилось ли вам раньше выступать с юными музыкантами?

– Да. Правда, это были мои дочки. Когда они учились в музыкальной школе, то тоже участвовали в различных конкурсах и играли с симфоническим оркестром. Но в большинстве своем я работал со студентами-выпускниками. Так что для меня это, можно сказать, своеобразный дебют…

– Молодым исполнителям, выступающим с профессиональным оркестром, необходимо сыграться, найти общий язык с музыкантами. Вы будете им как-то помогать, что-то подсказывать?

– Конечно, мы все будем поддерживать их. Когда ребенок играет с оркестром, особенно чутко нужно реагировать. Ведь у него еще не такое чувство формы, не такая яркость исполнения, какая бывает у известных и высокопрофессиональных музыкантов. С симфоническим оркестром солист должен играть уверенно и музыкально очень убедительно. Когда же выступают дети, я считаю, оркестр не должен звучать слишком громко, ведь каждый из исполнителей в силу своего опыта и профессионализма может сыграть ярче, чем солирующий ребенок. И нельзя забывать, что оркестр – это всего лишь аккомпанемент для солиста.

– Выступление на публике, а также прямая трансляция в эфире телеканала «Культура» – серьезное испытание для детей. Не помешает ли это им раскрыться или, может, наоборот, добавит уверенности?

– Концерт – это всегда экзамен для молодого человека. То, что им предстоит играть с профессиональным и известным оркестром на публике, а тут еще и телевидение, конечно, добавляет нервозности и волнения. Каждому из них необходимы прежде всего помощь и поддержка педагога, причем советы должны быть индивидуальны. В этом и проявляется педагогическое мастерство. Опытный педагог сможет настроить ребенка и подобрать нужные слова, как преодолеть волнение и отточить программу так, чтобы она была совершенна не только технически. Ведь из нот складываются не только звуки, но и эмоции, которые исполнитель должен прочувствовать и донести до публики. А помешает или поможет – это зависит исключительно от индивидуальности юного исполнителя.

– Как вообще вы относитесь к детским музыкальным конкурсам?

– Я думаю, что для дальнейшего профессионального роста детские конкурсы очень важны. Естественно, на них тратится много сил и нервов, но такая наша профессия. Ведь молодому человеку, если он хочет стать хорошим музыкантом, надо не только много репетировать и работать, но и выступать на публике. Конкурс – это настоящая закалка и возможность набраться опыта.

– Ваши пожелания юным «щелкунчикам»…

– Прежде всего хочу пожелать им успехов и удачи. Чтобы у них все получилось, они смогли сосредоточиться, справиться с нервами, показать, какие они яркие, интересные, артистичные и талантливые, и подарить много положительных эмоций и себе, и зрителям…