29.10.2012 | 13:45

"Новые художники" 80-х. История вопроса

Московский музей современного искусства обратился к революционному творчеству легендарных «Новых художников». Созданное в Ленинграде в начале 80-х Тимуром Новиковым, это движение объединило художников-авангардистов, которые буквально жаждали перемен. «Новости культуры» внимательно изучили историю группы, которая вдохновляла практически все известные культурные инициативы той короткой и яркой эпохи.

Первой акцией «Новых художников» стало отверстие в экспозиционной стене с надписью «Ноль-объект». «Ноль–объектом» на этой выставке стала рамка металлоискателя. На выставке «Новые идут!» можно видеть фрагмент той стены, наделавшей много шума. Этот «Ноль-объект» выставочная комиссия поначалу не заметила. Обнаружив, потребовала убрать, под угрозой закрытия всей экспозиции. Идеолог группы Тимур Новиков и его соратник Иван Сотников возмутились и от своего арт – объекта не отказались. Их поддержали другие художники, позже примкнувшие к движению «Новых».

«Так появилась группа, которую Тимур назвал «Новые художники». Поскольку сам он был Новиков, то ему нравилось играть со своей фамилией, и он подряд все называл «новым» - новые композиторы новый театр, новые художники», - рассказывает куратор выставки Екатерина Андреева.

Сегодня их называют аватарами русского авангарда, сами художники считали себя предвестниками перестройки. Они нарушали табу, экспериментировали, использовали советскую символику в своих работах, поясняя, что таким образом очищают карму страны. Западная покровительница русского рока, вхожая в тусовку «Новых художников», певица Джоанна Стингрей подарила их работы Энди Уорхолу. Король поп-арта был в восторге. Высокая оценка Уорхола польстила «новым» художникам.

«Это же - учебник современного искусства, они были у всех, кто хоть как- то задумывался над тем, что происходит», - считает художник Олег Котельников.

Не только живопись, но и музыка была в сфере их интересов. С «Утюгона», русского синтезатора, начиналась история легендарной «Поп –механики». Также на выставке – костюмы, созданные художниками для концертов, афиши, не менее яркие, чем сами выступления.

Традицию безумных и ярких перформансов продолжил другой «Новый художник» - Владислав Мамышев-Монро.

Здесь же его коллажные работы. К слову, к этой технике почти все «Новые художники» периодически обращались - когда цены на краски в стране резко взлетали. Важным периодом в жизни художников стало создание галереи «АССА» в расселявшейся коммунальной квартире. Такое название получил и легендарный фильм Сергея Соловьева, в котором главный герой Африка в исполнении Сергея Бугаева также был членом группы - показывал работы своих друзей.

«Новые художники» тесно сотрудничали и с легендарной группой «Кино». Ее лидер Виктор Цой увлекался живописью. На выставке - несколько его работ, в том числе и самая известная – картина, которую он написать не успел.

«Гурьянов и Цой учились вместе в художественном училище. Гурьянов на живописца, а Цой на резчика по дереву. Отсюда квадратноголовые человечки, я думаю, в живописи и графике Виктора, - отмечает куратор выставки Екатерина Андреева.

Они стремились к свободе самовыражения и новым ощущениям, ярко и безумно проживали каждый миг. А строчки из заглавной песни «Ассы» в исполнении Цоя стали одним из манифестов «Новых художников».