23.01.2012 | 10:25

Заключительный концерт Рождественского фестиваля украсила мировая премьера

В Москве завершился Рождественский фестиваль духовной музыки. На его закрытии выступили Национальный филармонический оркестр России и Хор имени Попова. Афиша двухнедельного смотра включала шедевры разных эпох и разных церковных традиций – византийские распевы, американские госпелы, старообрядческие песнопения, григорианские хоралы... Финальным аккордом Рождественского фестиваля стала мировая премьера. Рассказывают «Новости культуры».

Своеобразный итог спорам о том, где звучать духовной музыке, в церкви или в концертном зале, подвел Рождественский фестиваль. Его возглавляют два человека: митрополит Иларион и Владимир Спиваков.

«Видим, насколько высок интерес публики, – говорит художественный руководитель фестиваля митрополит Волоколамский Иларион. – Переполненные залы. Видим, что хоровая музыка, духовная музыка привлекает большое внимание. Она востребована. Эта музыка открывает красоту горнего мира».

Самое интересное, как обычно, под занавес. Впервые в Россию приехал американский госпел-хор «Эолианс». В нем поют студенты Оквудского университета, штат Алабама. Коллектив был создан в середине прошлого века Евой Дайкс, теперь его возглавляет экс-солист хора Джейсон Марк Фердинанд.

«У нас огромный репертуар, – рассказывает он. – Мы поем и музыку барокко, и сочинения современных авторов. В Москве показываем всего понемножку. И, конечно, спиричуэлс. Их везде ждут от нас».

Закрытие фестиваля было весьма торжественным Прозвучали Реквием Керубини и сочинение Брамса «Песнь судьбы», у нас практически не известное.

«Это непосредственное обращение ко Всевышнему, – рассказывает Владимир Спиваков. – Музыка, которая не оставляет никого равнодушным. Музыканты, которые играют , у них светлеют лица. И у публики просветление наступает».

А главным событием стала мировая премьера сочинения митрополита Илариона Stabat Mater.

«Тема Матери, плачущей о страданиях своего ребенка, и эта тема о Божьей матери, которая плачет о страданиях всего мира, молитвой обращается к своему сыну, воплотившемуся Богу», – говорит митрополит.

На текст этой средневековой молитвы создано более 200 сочинений. Начиная с Перголези, Гайдна, Россини – до наших современников - Арво Пярта, Карла Дженкинса. В русской музыке митрополит Иларион первым обратился к этому тексту. По его мнению, он близок к православной традиции, особенно богослужениям Страстной седмицы.

Читайте также: 

Мировая премьера кантаты митрополита Илариона Алфеева состоялась в Москве