09.04.2004 | 16:43

Сочинения Баха, созданные им… после смерти

Когда мистификацией занимаются живописцы, это называется подделка. И, как правило, ее используют в коммерческих целях. Сама интрига остается втайне, если конечно афера не раскрывается. Что же касается музыкантов и литераторов, то для них мистификация особый жанр, если хотите высокая игра ради игры, игра в бисер. И на такое способен не каждый. Только очень творческий человек. Жанр мистификации – редкий. И вот мы стали свидетелями новой музыкальной мистификации. В Музее музыкальной культуры имени Глинки впервые были исполнены сочинения Баха, которые, как написано в предисловии к самиздатовскому изданию, не сохранились, они были либо утеряны, либо не записаны, либо созданы им после смерти.

Почти сто лет назад Фриц Крейслер ошеломил публику, исполнив неизвестные скрипичные миниатюры композиторов эпохи барокко. Они были только что найдены и перевернули представление об этой эпохе. А несколько лет спустя он назвал имя подлинного автора, им оказался он сам. Сергей Загний, мистификатор нашего времени, дерзновенней и скромней одновременно. Дерзновенней – потому что замахнулся на самого Баха, скромнее – потому что не пытается выдать свои опусы за баховские творения. Эта музыка была услышана Сергеем Загнием и записывалась им в течение 25 лет, отрывая композитора от его собственных сочинений. И это продолжается.

Сергей Загний, композитор: "Сейчас трио для органа пытается прорваться. Первые три строчки появились. Это медленно происходит".

Сергей Загний уже издал целый том своих клавирных сочинений Баха.

Сергей Загний, композитор: "Я думаю, что истинное авторство не мое. Я не хочу бессовестным образом мистифицировать народ, как бы говорю осторожно, предполагая, что может быть так, а может и по-другому".

И в этом сказывается подлинно научный подход, которым отличается Сергей Загний. В свободное от своего Баха время он занимается Бахом подлинным, преподает в консерватории полифонию, в которой великий Бах остается центральной фигурой. Кому же, как ни ему – Сергею Загнию – знать, чем он занимается? Впрочем, так ли это важно?

Татьяна Зенаишвили, доцент Московской консерватории: "Меня это убеждает. Это другой вопрос, как она к нам попала".