09.04.2004 | 16:50

"Писатель рисующий" - в Литературном музее

Автопортреты, портреты, шаржи, пейзажи, рисунки на полях рукописей, записки, рукотворные книги, иллюстрации, плакаты. Редкая выставка может предъявить такое разнообразие жанров и такой внушительный список авторов. Жуковский, Лермонтов, Брюсов, Ремизов, Волошин, Маяковский, Вознесенский, Войнович, Пригов. "Писатель рисующий" - еще одно событие в рамках празднования 70-летия Государственного Литературного музея. Около 500 живописных и графических работ, созданных писателями разных поколений, позволят заново оценить их дарование. Тем более, что большинство этих произведений никогда не экспонировались.

Неинтересной такая выставка не могла быть по определению. И не только потому, что открывать неординарного художника в хорошо известном писателе – необычайно увлекательно. Только здесь можно увидеть Кавказ глазами Лермонтова, воображаемую Киммерию глазами Волошина, персонажей романа "Петербург" глазами Андрея Белого. С литературной гранью таланта связаны и самые неумелые наброски.

Ольга Залиева, старший научный сотрудник ГЛМ: "Рисунки писателей и сама природа писательского рисования еще мало изучены. Наша выставка как раз попытка задуматься, что же это такое, какая связь существует между словесным и изобразительным творчеством".

"Рисунки писателя любопытны, как очертания "невысказавшейся" мысли, или как попытка неумелой рукой изобразить выраженное словом", - писал Алексей Ремизов, яркий представитель писателей-рисовальщиков. В любом случае, эти произведения передают характер. Маяковский, хулиганистые опыты Есенина, вот Брюсов скучал на заседании Наркомпроса, автопортрет Батюшкова.

Ольга Залиева, старший научный сотрудник ГЛМ: "А внизу ироничная надпись, сделанная рукой Батюшкова: рисовал сам себя в зеркало – не похож!"

Но если серьезно, то некоторых литераторов можно считать родоначальниками новых направлений в живописи. Таковы, например, работы безумного Батюшкова или француженки Жорж Санд.

Ольга Залиева, старший научный сотрудник ГЛМ: "Она использовала нехарактерную для своего времени манеру рисования, что создавало эффект абстрактной живописи".

Возможно, и современные писатели показывают нам, как будет выглядеть искусство будущего. А, может, и нет. Может им, как и тем, кто жил раньше, не дает покоя "невысказавшаяся мысль".