12.04.2004 | 18:20

Опера "Нос" - премьера в Мариинке

В субботу на петербургской сцене (в Мариинке) давали оперу Дмитрия Шостаковича "Нос". Судьбу этого произведения не назовешь завидной. В России его ставили всего дважды: через два года после написания - в 1930-ом в Ленинграде и в 74-ом в Москве. Большинство критиков видели в этой опере пародию. Сам же композитор говорил: "В "Носе" находят сатиру и гротеск. А я писал вполне серьезную музыку. В ней нет ни пародии, ни комикования. В музыке острить довольно трудно".

Какой получилась новая работа режиссера Юрия Александрова, дирижера Валерия Гергиева и художника Зиновия Марголина рассказывает наш питерский корреспондент.

В репертуаре Мариинки есть все симфонические произведения Шостаковича. Кроме того, ставились разные оперные сочинения композитора, среди которых были "Леди Макбет Мценского уезда" и "Екатерина Измайлова". Постановку "Носа" здесь называют важным шагом в освоении театром творческого наследия композитора, без которого невозможно представить музыкальный XX - XXI век.

"Необычно…" В такой характеристике сходятся, пожалуй, все наблюдавшие фантасмагорию на Мариинской сцене. В Петербурге такого не видели более 70-ти лет. Впрочем, первая постановка "Носа" образца 1930-го года вряд ли имела много общего с нынешней.

Зиновий Марголин, художник-постановщик: "Достоинство… в такой работе не существует никаких клише и штампов по этому поводу. Никаких традиций по поводу постановки оперы "Нос", серьезных, не существует".

А потому фантазия разыгралась не на шутку. К уже классическому либретто, где помимо основы – "Носа" - еще и цитаты из "Мертвых душ", "Женитьбы", "Тараса Бульбы", "Старосветских помещиков", "Записок сумасшедшего" и "Ночи перед рождеством", добавились революционные декорации и очень зрелищные костюмы от Мариинских мастерских. Здесь теперь и смерть – настоящая невеста.

Зиновий Марголин, художник-постановщик: "Про что повесть "Нос"? Ну, трудно же поверить, что Николай Васильевич Гоголь написал повесть про то, как человек потерял нос. Ну, это, как бы так сказать, содержание, сюжет. А то, что внутри – гораздо сложнее. Плюс еще то, что придумал Шостакович. И вместе – получилась невероятно сложная история. Не только про нос. И совсем не про нос".

История про людей. Всегда интересная своей актуальностью.