14.04.2004 | 18:24

Уникальные японские гравюры XIX века – на выставке в Петербурге

Около трех десятков уникальных японских гравюр XIX века представлено на выставке, открывшейся в Фонде художника Михаила Шемякина в Петербурге. Большинство работ выполнено в стиле укие-э. Это - наиболее известный и интересный вид изобразительного искусства Японии. По словам самого Михаила Шемякина, данная коллекция сделала бы честь любому музею мира, так как она дает возможность проследить, как менялась реалистическая японская гравюра и какое влияние на нее оказала европейская художественная традиция. Почему Шемякина пугает японское изобразительное искусство и что общего у японской гравюры и русской иконы – в нашем материале из Петербурга.

Первый показ гравюр укие-э прошел в Петербурге в 1898 году. Тогда популярность этой графики, возникшей в Стране восходящего солнца в XVII веке, приобрела мировой масштаб.

Укие-э – "меняющиеся картинки бренной жизни" - реалистическое направление классического японского искусства. Здесь есть все, что олицетворяет дух Японии: философская созерцательность, эмоциональная полнота, богатство красок. Возникшая на стыке искусства и ремесла, укие-э имела все признаки массовой культуры: тираж, доступность, дешевизну. Мастера добивались максимальной простоты и доходчивости: изображали жанровые сценки из повседневной жизни, актеров театра кабуки, пейзажи. Но иногда фантазия все же выходила за рамки обыденности, и тогда рождались фантастические, шокирующие сюжеты.

Михаил Шемякин, художник: "Призрак выжимает парик, из которого кровь льется на зеркало. А в опрокинутое зеркало в ужасе смотрит какой-то изумленный, потрясенный самурай. И фоном является крыса, повисшая в виде какого-то фантастического окна. Ну и довольно редкая гравюра того же Хирошиги – "Тени". Где люди превращаются в какие-то знаковые фигуры".

Гордость шемякинской коллекции – "Рыбы", приобретенные 25 лет назад. Художник признается, что японское искусство оказало на его творчество большое влияние, не меньшее, чем когда-то на творчество Ван Гога и Моне.

Впрочем, интерес российского зрителя к японскому искусству Шемякин объясняет очень просто: "Если вы обратите внимание на некоторые гравюры, эти крестообразные, напоминающие Малевича кресты орнамента на одеждах актеров кабуки или самураев, то увидите, что они напоминают российскую икону".