19.04.2004 | 19:06

В театре "Сатиры" запоют "Гимн идиотизму"

"Город миллионеров" вскоре исчезнет из репертуара театра "Сатиры". Вместо него теперь запоют "Гимн идиотизму" на слова Гашека. Полное название новой постановки - "Швейк, или гимн идиотизму". Авторы инсценировки – актер "Сатиры" Алексей Колган и Александр Жигалкин. Он же вместе с Эдуардом Радзюкевичем – режиссеры. Добавим еще, что все трое – ученики Александра Ширвиндта. Сам мастер взял на себя роль постановщика. Первый прогон "на зрителя" уже прошел в субботу. В роли Йозефа Швейка – Эдуард Радзюкевич.

Справедливости ради заметим, что все каноны по отношению к образу самого Швейка соблюдены свято. Он бравый и искренний. В остальном … Чтобы добавить хоть что-то к тому, что уже сказал Гашек, надо быть как минимум самим Гашеком. Однако задумка авторов спектакля была гораздо глубже.

Александр Жигалкин, автор сценария, режиссер, актер: "От Гашека благодаря нашим стараниям не очень много осталось. Остался какой-то дух, фигня, которая присутствует. Идиотство какое-то".

Если считать это самое идиотство – основным мотивом Гашека, то весь спектакль – его апофеоз. "Гимн идиотизму" - предельно точное название. Но вот определение стиля постановки на этом фоне звучит как-то скромно: фантазия. Просится что-то более шумное и модное.

Александр Ширвиндт, народный артист России: "Не мюзикл, не фарс, а драматическое шоу. Так давайте скажем скромно".

Ну, а если совсем откровенно:

Эдуард Радзюкевич, режиссер постановки, актер: "Как актерское хулиганство, скорее всего".

В неприступный для многих монастырь Гашека пришли со своим уставом дня сегодняшнего. Как-никак параллели социальные очевидны. А потому - живой оркестр, живой звук - песни чешские и русские, народные и ненародные: они занимают, кстати, не меньше половины всего сценического времени. И, наконец, последний писк: мужчины в женских ролях. В "Швейке" играют только избранные представители мужской части труппы "Сатиры".

Александр Жигалкин, автор сценария, режиссер, актер: "Это мысль сегодняшнего дня. Это модно. Это престижно".

И все-таки вопросы моды и престижа – материя субъективная. Как и мысли. В том числе и о "Швейке" Гашека, о театральных его трактовках. Да и об исторических параллелях, поставленных на рельсы моды, престижа и актерского хулиганства. Хотя последнее уже привело к вполне точно обозначенному пункту - "Гимну идиотизму".