27.04.2004 | 16:40

Премьера оперы "Снегурочка" в Мариинке

"Кто не любит моей "Снегурочки", тот не понимает моих сочинений вообще". Эти слова Римского-Корсакова еще раз подтверждают – опера по сказке Островского - вершина творчества композитора. За всю историю Мариинки "Снегурочку" ставили три раза. Последний – в 1917 году. Четвертая премьера проходит как раз в эти дни. Режиссер-постановщик - Александр Галибин, музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев.

Нынешняя премьера – событие, если не эпохальное, то уж знаковое и далеко неслучайное – это точно.

Во-первых, опера имеет в Мариинке давнюю сценическую историю. Начиная от премьеры в январе 1882 года, состоявшейся еще при Римском-Корсакове, и разочаровавшей его до глубины души, - и до легендарной версии Мейерхольда и художника Константина Коровина, осуществленной ими в тревожном 1917-м.

Во-вторых, "Снегурочка" продолжает целый ряд постановок опер композитора, предпринятых в Мариинке в последнее время. Совсем недавно прошли премьеры "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и "Золотого петушка". После "Снегурочки" ожидаются концертные исполнения менее популярных опер "Млада" и "Майская ночь".

Словом, "культовый" для театра композитор. И "культовые" же постановщики. От музыкального руководителя и дирижера Валерия Гергиева до приглашенного драматического режиссера Александра Галибина (уже ставившего здесь "Пиковую даму"). И художника Георгия Цыпина, автора сценографии к "Кольцу нибелунга". Все предпосылки к тому, чтобы спектакль точно вписался в отведенную ему "нишу" в репертуаре и истории театра.

В далеком 1882 году с купюрами, сделанными в партитуре "Снегурочки" по настоянию дирижера Эдуарда Направника, Римского-Корсакова не смогли примирить ни невиданная в русских операх роскошь постановки, ни удачное исполнение.

Сегодня на сцене Мариинки справедливость восторжествовала. "Снегурочка" Александра Галибина идет неспешно и вольготно, в первоначальной авторской редакции.

Александр Галибин, режиссер-постановщик: "Это лирический очень спектакль. Плавный, неспешный. Там нет действия в привычном понимании этого слова. Нужно просто расслабиться и получать удовольствие".

Георгий Цыпин, художник-постановщик: "Маловероятно, чтобы в солнечной Италии написали такую потустороннюю вещь, которая происходит в космосе… В ней потусторонний холод. Показалось, что такое можно написать только в петербургский холод, когда все грязно, когда света вообще нет".

Отблеск другой легендарной постановки – Мейерхольда и Коровина - угадывается в сценографии. На сцене царит дух русского авангарда начала XX века. Когда умами художников владели идеи космичности в сочетании с архаикой.

Такой "хрустально-прозрачный мир" увидела девочка Снегурочка. "Мир, увиденный глазами ребенка" органично включает в себя все то фантасмагорическое, что есть в сценографии и персонажах.

Александр Галибин, режиссер-постановщик: "До конца, до последних прогонов, мы не знали, как будет складываться произведение. Музыка могла отторгнуть это. Я слушал концертное исполнение… Все получилось".

"Снегурочка" - удивительно откровенное произведение, очень тонкое и с сакральным смыслом, - считают постановщики. Композитор дал понять, что такое Любовь-жертва, что такое Любовь-эрос… А они пытаются это раскрыть для зрителя.