07.05.2004 | 20:50

Дом-музей Чайковского в Клину не подвластен огню

"Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте",- писал Петр Ильич Чайковский. В доме, где "никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам", композитор, как известно, провел последние восемь лет своей жизни.

В Доме-музее Чайковского, уникальном памятнике-комплексе, где хранится архив композитора, одном из старейших в России музыкальном мемориальном музее месяц назад начались реставрационные работы. 23 апреля они были прерваны чрезвычайный происшествием – в Доме-музее Чайковского начался пожар. О той ночи, едва не обернувшейся трагедией, рассказали журналистам сотрудники музея, которые специально для этого сегодня приехали из Клина в Москву. Но есть их визиту и еще одно объяснение. Подробности – в нашем материале.

Оркестр, исполняющий произведения Чайковского, слушатели и цветы. Все, как и положено седьмого мая, в день рождения великого автора Четвертой симфонии. Вот только музыка должна была зазвучать в другом месте – в доме-музее, в любимом композитором Клину. Но этому помешал главный враг памятников культуры - огонь.

Полина Вайдман, ведущий научный сотрудник Дома-музея П.И. Чайковского в Клину: "110 лет музею. Он пережил три революции, две мировые войны. Был в оккупации, под бомбежками. Музей был залит бензином, приготовлен к сожжению и никогда не горел!"

За последние двадцать лет музей загорался трижды. Сотрудники видят в этом не чей-то злой умысел, а знак свыше.

Полина Вайдман, ведущий научный сотрудник Дома-музея П.И. Чайковского в Клину: "Проводка, страховка – это другой вопрос. Это Божий перст, который указует очищение душ каждого из нас, призывает задуматься над тем, что мы оставим".

Плачевным состояние музея не было ни до апрельского пожара, ни после. За две недели до возгорания была начата реставрация главного здания, возведено три этажа нового фондохранилища. Оно на сегодня - главная из нужд дома-музея. Чтобы завершить строительство, нужно примерно двадцать пять миллионов. Выделенные руководством Московской области двадцать восемь направлены на возобновление реставрационных работ и устранение последствий ЧП. А они, к счастью, оказались минимальными.

Татьяна Ширшикова, первый зам. Министра культуры Правительства Московской области: "Уже сейчас музей открыт, работники музея сделали все возможное, чтобы экспозиция начала работать".