17.05.2004 | 15:39

Москва постигает тонкости европейского джаза

Американский джаз – это символ двадцатого века. Он приятен, в меру свободен и достаточно комфортен. Но сейчас век двадцать первый – и в моде другая свободная музыка, а именно – джаз европейский. Эта своеобразная музыка основана на переплетении различных музыкально-культурных слоев, включающих европейскую академическую традицию, этническую музыку и, вообще, все, что угодно. Концертный цикл "Европейский джаз – двадцать первый век" проходит в Московском Международном Доме Музыки. На одном из концертов смотра побывал корреспондент "Новостей культуры".

Рецепт хорошего джаза – как рецепт вкусного салата – главное, в нужных пропорциях смешать необходимое количество разных продуктов. И все понимают, что произойдет, если, например, взять селедку, плитку шоколада и заправить сметаной. Таким нам показался примерный рецепт европейского джаза.

Вячеслав Ганелин, музыкант: "Это другая культура, которая видит в таком-то образе джазовое явление".

Михаил Митропольский, художественный руководитель проекта: "Европейцы пошли своим путем и правильно сделали, потому что сделать то, что делают американцы, это значит всегда оставаться на вторых ролях".

Вторые роли, безусловно, никого не устраивают. Поэтому – главная задача – поразить воображение доверчивого слушателя. Про секстет Дэйнюса Пулаускаса из Литвы говорят, что они играют стильный и тонко сделанный фьюжн с этническим налетом. Только такого "налета" можно и испугаться.

Европейский джаз для русского человека – загадка. Может быть, само слово джаз стало неким ярлыком и каждый представляет себе то, что ему хочется. Но родина джаза все же Америка, и не всегда пересадка на другую почву оказывается удачной.

Музыканты самовыражаются – это главное. Ведь джаз - в своей основе – это, прежде всего, свобода. Но понятие свободы предполагает и обязательную ответственность за свои поступки…