20.05.2004 | 17:08

Завершился фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения Глинки

Типичный представитель Золотого века России, самой счастливой эпохи русской культуры, Михаил Иванович Глинка обладал удивительным и в то же время обычным для того времени сочетанием легкого нрава, блестящего образования и просветленного дарования. Один из ярчайших гениев русского ампира, он навсегда останется эталоном музыканта – носителя глубокой аристократической культуры, рожденного, чтобы ценить созданное другими, творить для равных и тем самым служить России всем своим бесценным и безграничным существом.

Накануне завершился музыкальный фестиваль, посвященный двухсотлетию со дня рождения композитора. В Большом зале Московской консерватории в исполнении ее оркестра прозвучали известнейшие произведения Михаила Ивановича Глинки, в том числе "Камаринская", "Арагонская хота", "Вальс-фантазия".

"Как бы мы не гордились Глинкой, надо признаться, что он не исполнил той задачи, которая лежала на нем, если принять в соображение его изумительное дарование. Что бы было, если б этот человек родился в другой среде, жил бы в других условиях, если б он работал как артист, сознающий свою силу и свой долг довести развитие своего дарования до последней степени возможного совершенства, а не как дилетант, от нечего делать сочиняющий музыку" - таковы были слова великого композитора Чайковского о великом композиторе Глинке.

Но, смеем предположить, что в этом случае Чайковский заблуждался. Атмосфера любительского музицирования, непрофессионального отношения к искусству была абсолютно неприемлема для Глинки. Уже давно стало ясно, что творчество этого композитора ознаменовало начало нового, классического периода в истории русской музыки. Сейчас к его произведениям обращаются все чаще и чаще.

Глинка – это загадка. Его называют Пушкиным в музыке, но многие произведения исполняют не часто.

Елена Сорокина, доктор искусствоведения, художественный руководитель фестиваля: "Известно ведь, так же, как говорят немцы о своем Гете – что о его значении знают все, но читают его немногие, не в такой степени, конечно, Глинка. Значение это – исток, это наше все, так говорили классики и в двадцатом веке".

Хорошую музыку в России сочиняли и до Глинки. Его искусство зародилось не в вакууме. Но вместе с тем, современники Глинки воспринимали его творчество как нечто небывалое.

Анатолий Левин, дирижер, заслуженный артист России: "Должен был появиться такой гениальный художник, как Глинка, чтобы на очень многие годы и до сего дня открыть такой "магистральный" путь для развития русской музыки".

Благодаря Глинке определились главные направления, по которым стала развиваться русская музыка. И даже критикующий Чайковский признавал, что из "Камаринской" Глинки, как "дуб из желудя", вышла вся наша симфоническая музыка.

"Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем" - вот основное творческое кредо Глинки. Не случайно имена Глинки и Пушкина часто ставят рядом. Подобно великому поэту, творчество композитора выросло из недр русского сознания и вобрало в себя все лучшее, что вызрело в народной культуре.