21.05.2004 | 15:51

"Иммунитет против иллюзий" прививают в центре имени Сахарова

Ностальгия по советской старине охватывает все больше вполне приличных граждан. И все же, в полном соответствии с законом Ньютона, на каждого из них немедленно находится свой антисоветчик. Так уж устроен мир, и, в этом одна из гарантий его существования.

В 1995 году Мастерская-таф (Театр архитектурной формы) создала "Лабораторию по формированию иммунитета против коммунистических иллюзий". Прошедшие с тех пор годы показали, что коммунистическая идеология только часть наивных мечтаний, которые владеют людьми. Этому иллюзорному существованию художники мастерской-таф противопоставляют свою идеологию "протокультурного восприятия", где главное – обращение к "архаической жизненной подлинности" и понимание "безжалостной, но закономерной природы" жизни. Художники Мастерской-таф уже выработали свой "Иммунитет против иллюзий", выставка с таким названием открылась в общественном центре имени Андрея Сахарова.

Красный уголок, вытрезвитель, психушка, санпропускник, коммуналка, партком… - эти советские понятия очень хорошо подходят для сочинения авангардных поэм или создания устрашающих лабиринтов. Хотя, создатели лабиринта в музее имени Сахарова – художники Мастерской-таф – считают, что не важно, в каком государстве жить, главное не питаться иллюзиями, а зреть в корень.

Лариса Климова, художник Мастеской-таф: "Художнику, который понимает красоту мироздания, все равно при каком режиме жить".

Тем не менее, главная цель выставки "Иммунитет против иллюзий", показать, какова была жизнь в СССР и предупредить: "Товарищ, бди! Советское прошлое возвернется, мало не покажется!"

Юрий Самодуров, директор музея имени Андрея Сахарова: "Надо идти вперед, в будущее, не лицом к прошлому, а наоборот. Эти выставки – это попытка понять, что наше прошлое уже в прошлом".

Советское прошлое создатели выставки решили показать через предметную реальность социалистического быта. Хотя для некоторых такие алюминиевые вилки и ложки не прошлое, а настоящее.

Лариса Климова, художник Мастеской-таф: "С одной стороны мы показываем убожество, сиротство, нищету жизни советского человека, но не очерняем ничего, показываем с сочувствием".

Создатели выставки попытались и художественно осмыслить задачу: построили лабиринт из символических общественных уборных, пионерских комнат и ларьков, а также представили коллажи и "Коллекцию прахов" - макулатуру, опилки и прочее. Негусто, зато полностью соответствует идеологии протокультурного искусства, которую внедряет Мастеская-таф: отринуть все иллюзии и мифы, принять безжалостную природу жизни и создавать архаично-утилитарное искусство.