31.05.2004 | 12:55

Рубрика "СНГ: Хождение по музам": "театральный Ренессанс" в Эстонии

По данным статистики, в Советском Союзе Эстония всегда занимала по посещаемости театров первое место. Здесь всегда была очень мощная театральная традиция, создавшаяся на базе двух великих театральных культур – немецкой и русской. Чем сегодня живет и дышит театральный мир Эстонии – об этом в нашем специальном материале.

Принято считать, что в Прибалтике сейчас происходит некий "театральный Ренессанс". На самом деле, театры в Литве, Латвии и Эстонии очень разные. Литва – это, прежде всего очень сильная режиссерская школа, в Латвии – сценографическая. А в Эстонии – актерская, где не нарушилась традиция, сложившаяся под мощным влиянием Вольдемара Пансо, режиссера-легенды, сумевшего синтезировать опыт народного эстонского театра, знание театра немецкого и, наконец, школу Станиславского, которую Пансо проходил у Марии Осиповны Кнебель.

Борис Тух, театровед: "Очень важно, что в Эстонии очень много ставится русской классики".

Детище Вольдемара Пансо – нынешний Таллиннский городской театр – самый молодой в Эстонии. "Это будет театр больших идей, а не громких слов…" В свое время театр начинал как гастрольный и не имел своей крыши над головой. Нынче же – это уникальный театральный комплекс. К маленькому средневековому купеческому дому, где располагалась контора театра, присоединены не только соседние здания, количеством 15, но и внутренний дворик, где летом играются спектакли под открытым небом. Пять залов, ни один из которых не является классической сценой в итальянском стиле, каждый имеет свою атмосферу. Их месторасположения и названия своеобразно отображают вертикальную картину средневекового мировосприятия – здесь есть углубленная на шесть метров под землю - Адская сцена, расположенный на уровне земли Малый зал, находящий под самой крышей, оснащенный современнейшей машинерией зал Поднебесный… А еще есть "диеле", реальный интерьер XIV века, где в 92-м молодой и только пришедший в театр главным режиссером Эльмо Нюганен поставил "Ромео и Джульетту". Почему так подробно об уникальном, но все - таки "одном из" театров Эстонии? Потому что это некая модель всего театрального процесса страны.

Борис Тух, театровед: "Эстонская театральная школа, по сути дела, является одним из самых жизнеспособных ростков на том дереве, могучем дереве, каким является русская психологическая театральная школа".

И об этом можно говорить ,ориентируясь не только на государственные театры – их в Эстонии девять. В Нарве и Йыхви, в Вильянди и на Сааремаа существуют любительские труппы, все чаще получающие статус частных театров. Так, например, "Русский молодежный театр", отметивший весной свое 15-летие, 4 года назад получил не только этот статус, но грант фонда "Культуркапитал", общественного фонда, который аккумулирует и перераспределяет в пользу различных культурных проектов часть государственных доходов от налогов на табак, алкоголь и казино.

И примеров такой государственной политики очень много. Театральный мир Эстонии здоров. Здоров изначально и в развитии. Локальные кризисы только подтверждают это – организм борется, чтобы жить дальше.

--------------------------------------------------------------------------------
На эту тему:

В рубрике "СНГ: Хождение по музам" - рассказ о Таллинском зоопарке

Рубрика "СНГ: Хождение по музам": наследие Лотмана в Эстонии

Рубрика "СНГ: Хождение по музам": музеи и галереи Эстонии

Рубрика "СНГ: Хождение по музам": Русский театр в Эстонии

Рубрика "СНГ: Хождение по музам": школьная реформа в Латвии

Рубрика "СНГ: Хождение по музам": в центре Риги звучит русская речь