24.01.2012 | 10:41

Людмила Савельева отмечает юбилей

Сегодня свой юбилей отмечает актриса, судьбу которой решил случай. Режиссер Сергей Бондарчук решил пригласить на роль Наташи Ростовой никому не известную балерину Людмилу Савельеву. А после премьеры в нее влюбился весь мир. Французы ввели в моду называть в честь ее героини дочек. Не устоял даже сдержанный Восток: 1972 год был объявлен в Японии Годом Савельевой. Именно роль Наташи Ростовой определила кинематографическую карьеру Савельевой. Столь высоко поднятую планку она уже не опускала. Рассказывают «Новости культуры».  

Легко и стремительно, словно в прыжке, Людмила Савельева ворвалась в мир кино. Сменила сцену Мариинки, тогда еще театра имени Кирова, на съемочную площадку, пуанты, на бальные туфли Наташи Ростовой. Фотографию юной балерины увидел режиссер Сергей Бондарчук и после нескольких проб утвердил на главную роль в легендарной постановке «Войны и мира». И карьера закрутилась, словно фуэте.

Эти кадры навсегда вошли в историю кинематографа. Знаменитую сцену снимали на «Мосфильме». Бондарчук поставил оператора на ролики и лично размахивал платком перед объективом – хотел добавить жизни кадру. А общую панораму бального зала и вовсе снимали одним планом. Савельева и Тихонов едва успели увернуться от камеры.

«Каждый дубль был не похож на другой. И я должна сказать, мы никогда не чувствовали, что Сергей Федорович, так сказать, давил на нас. Ну, не было этого никогда. И я всегда видела – он всегда стоял за камерой, когда я снималась. И я всегда видела по его лицу - правильно я играю или нет», - вспоминает народная артистка РСФСР Людмила Савельева.

Этот трогательный взгляд покорил сердца зрителей всего мира. Не устояли и строгие кинокритики – в 1968 году картина Бондарчука получила «Оскар». И совсем еще юная Савельева проснулась знаменитой. Полные залы поклонников, предложения от именитых режиссеров. Но советская цензура разрешила принять лишь одно – от итальянца Витторио де Сика. С условием, что картина «Подсолнухи» будет совместной, и большая часть съемок пройдет в Советском Союзе. В ленте Людмила Савельева сыграла вместе с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А дальше – был «Бег».

Во время съемок фильма по мотивам произведений Булгакова Людмила Савельева познакомилась с вдовой писателя - Еленой Сергеевной. В промежутках между дублями ходила к ней на консультации, а после команды «мотор!» полностью растворялась в создаваемой эпохе, порой, не замечая даже опасности.

«Она мужественная очень, между прочим. У нас там был эпизод, когда горел состав с пушниной. Это огромное пламя, по-настоящему все делали, не так, как сейчас мы рисуем наполовину человека, наполовину – снимаем. Делали все по-настоящему. Горел огонь страшный, я ее пытался все время оттащить, но они с Баталовым сопротивлялись», - говорит режиссер Владимир Наумов.

Потом еще было около двух десятков работ в кино - не так много для актрисы ее уровня. Но Савельева очень избирательно подходила к выбору картины, для нее важна литературная основа. А в конце восьмидесятых Людмила Михайловна и вовсе решила уйти с экрана. В ленте «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» с присущим только ей тонким чувством юмора спародировала свои роли.

«Когда я брал Людмилу Михайловну в картину эту, я думал: «Ну, вот будет такая странная, так сказать, женщина с изломанной судьбой». Нет! Ярчайшее комедийное дарование», - рассказывает режиссер Сергей Соловьев.

За свою карьеру, Людмила Савельева не сыграла ни одной злодейки. Список ролей безупречен. Но для миллиона зрителей она по-прежнему – яркая и неподражаемая - Наташа Ростова.

 

Читайте также: К юбилею Людмилы Савельевой