04.06.2004 | 10:00

Гарри Поттер повзрослел

Сегодня на российские экраны выходит новый фильм о приключениях знаменитого мальчика-волшебника "Гарри Поттер и узник Азкабана".

Когда режиссеру Альфонсо Куарону предложили возглавить съемку проекта, он только что закончил работать над фильмом-лауреатом "И твою маму тоже", и так называемая "мифология Гарри Поттера" была ему совсем незнакома. Но прочитав серию романов Дж. К. Ролинг и сценарий Стива Клоувза, Куарон проявил настоящий интерес.

"Хоть на первый взгляд – это история о магии и волшебстве, меня заинтересовали темы, которые поднимает в романе автор. Темы, которые, на мой взгляд, очень актуальны для дня сегодняшнего, – комментирует Куарон, снявший великолепную семейную картину "Маленькая принцесса" и в 2003 году номинировавшийся на "Оскар" как сценарист драматической комедии "И твою маму тоже". – Это темы взросления, формирования личности, межличностных отношений, нехватки родительского внимания и поиска истины. Также автор затрагивает проблему социальных классов, несправедливости, расизма, всего того, что влияет на нашу повседневную жизнь".

"Если фильм "И твою маму тоже" повествует о проблемах перехода во взрослую жизнь, то третья часть "Гарри Поттера" охватывает период прощания с детством и вхождения в юность, – говорит продюсер Дейвид Хейман. – Эти темы в принципе схожи. У Альфонсо есть тонкое понимание всех нюансов мировосприятия тинэйджера, да он и сам в душе подросток. И потом, стоит только посмотреть его "Маленькую принцессу", чтобы понять, что в его сердце живет волшебство. Альфонсо умеет сопереживать, у него потрясающее чувство юмора, и он действительно замечательный режиссер".

Посвятив долгих четыре года съемкам первых двух картин о Гарри Поттере, Коламбус "наконец-то решил пообедать вместе со своими детьми". "Выбор нового режиссера, который бы продолжил исследовать мир Гарри Поттера, эта была еще та палка о двух концах, – рассказывает Крис Коламбус. – С одной стороны, мы искали режиссера, который бы с удовольствием перенял эстафету и продолжил работать в уже установленном формате, с определенным актерским составом и декорациями. Но с другой, мы хотели найти такого человека, который смог бы привнести в проект свое видение и тем самым немного его освежить".

Куарон с радостью воспринял тот факт, что ему пришлось "унаследовать" уже имеющийся мир декораций и актеров. По словам режиссера, это давало ему возможность посвятить больше времени самой истории и актерской игре Дэниела Редклиффа, Эммы Уотсон и Руперта Гринта. Для юных исполнителей работа над третьим проектом принесла новые трудности: во-первых, они должны были мастерски показать переходный период своих персонажей, а во-вторых, найти общий язык с новым режиссером, впервые оказавшись на съемочной площадке без своего наставника Криса Коламбуса.

Куарон посчитал возможность работать с такими молодыми актерами настоящей удачей, тем более что у них за плечами был неоценимый опыт, который они вынесли со съемок первых двух картин. "Им абсолютно все известно о своих героях, об их мире и даже о таких технических аспектах, как спецэффекты, "голубой экран" и работа с неодушевленными предметами, – отмечает режиссер. – И потом они достаточно повзрослели, чтобы изъявить желание исследовать мир чувств и эмоций".

Одной из основных забот Куарона стало изображение внутренней борьбы, переживаний и страхов, с которыми сталкиваются главные персонажи. "Для Альфонсо важно было показать, как изменилась жизнь детей, когда им исполнилось по 13 лет, – комментирует Хейман. – Демоны, с которыми они сражаются, это не просто реальные монстры наподобие пауков или Василиска, это, прежде всего, тайные страхи, которые их гложут".

Для исполнения своего тринадцатилетнего героя Редклиффу пришлось с головой окунуться в состояние "подростковых терзаний", как он сам определяет этот период. "Гарри очень рассерженный молодой человек, – говорит актер. – Он уже не боится дерзить и спорить с Дурслями, ровно, как и решать проблемы становления своей личности. Но, с другой стороны, это его раздражение, как и у любого другого подростка, в какой-то степени является результатом внутренней скованности".

По мере того, как Гарри узнает шокирующие эпизоды своего прошлого, Гермиона тоже переживает все трудности переходного возраста. "В первых двух фильмах Гермиона предстает перед нами этакой благоразумной девочкой, которая всегда знает, что делать, – рассказывает Уотсон о своей героине, чьи родственные узы с маглами оказываются предметом постоянных издевок со стороны слизеринца Драко Малфоя. – В третьей части Гермиона решает, что с нее хватит, и что она не собирается больше терпеть никаких насмешек. Ни от Малфоя, ни от кого бы то ни было вообще. Гермиона стала более раскрепощенной, что для меня, как для актрисы, намного интересней", - говорит молодая актриса.

Для того чтобы как-то помочь молодым актерам еще лучше понять своих персонажей, Куарон попросил каждого из них написать подробный рассказ о том, как с их точки зрения проходило развитие их героев, начиная с момента поступления в "Хогвартс" и до начала третьего года обучения. По словам режиссера, такой ход оказался чрезвычайно полезным, так как дал возможность еще глубже проанализировать личности исполнителей и их персонажей. "Ребята действительно раскрыли свои души, не побоявшись показать слабые места, – отмечает Альфонсо Куарон. – Мы очень часто использовали эти сочинения во время съемок в качестве своеобразного ориентира, который помогал детям прочувствовать тот или иной момент".