08.06.2004 | 10:00

Советские кантаты – в КЗЧ

Всемирно известный дирижер Геннадий Рождественский продолжает знакомить московскую публику с редко исполняемыми сочинениями. В концерте 8 июня в зале имени Чайковского он представит произведения кантатно-ораториального жанра великих советских композиторов — Прокофьева, Шостаковича и Мясковского.

Поистине значительна подвижническая деятельность дирижера в освоении наследия Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, в частности, запись на пластинки полных циклов их симфоний (за грамзапись всех симфоний Прокофьева дирижер награжден дипломом Академии Шарля Кро в Париже, в 1969 году), возрождение ранее не звучавших опер, балетов и оркестровых партитур этих композиторов. По словам дирижера, любое сочинение Шостаковича заставляет его относиться к композитору с "обнаженными нервами".

В концерте прозвучит "Песнь о лесах" (1949) Дмитрия Шостаковича - произведение, затмившее собой не один десяток, а может быть, и сотню ораторий, вошедших в моду в послевоенные годы. За это сочинение, а также за музыку к кинофильму "Падение Берлина" Шостакович был удостоен Государственной премии. В основу оратории легли стихи поэта Евгения Долматовского. В послевоенные годы тогдашнее руководство страны уделяло большое внимание лесонасаждениям как средству борьба с засухой. Тема возрождения лесов стала актуальной и в советском искусстве. Оратория состоит из нескольких песен: "Оденем Родину в леса", "Пионеры сажают леса", "Тополи, тополи, скорей идите во поле" (песня пионеров), "Будущая прогулка" и так далее. Слушая этот цикл, проникнутый пионерским патриотическим пафосом, трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви.

Исполнение кантаты "Здравица" Сергея Прокофьева, написанное к 60-летию Сталина (1939), было кульминационным пунктом юбилейных торжеств. Несмотря на этот шаг навстречу вождю, Прокофьев был сурово осужден в постановлении ЦК от 1948 года, вместе с Шостаковичем, Хачатуряном и рядом других композиторов, музыка которых была названа "антинародной" и "формалистической". Через пять лет Прокофьев умер — по иронии судьбы, в один день со Сталиным, 5 марта 1953 года.

Еще одно редко исполняемое в Москве сочинение, которое представит в концерте Геннадий Рождественский, - Кантата-ноктюрн Николая Мясковского "Кремль ночью" для соло-тенора (или сопрано), смешанного хора и оркестра на слова С. Васильева (опус № 75, 1947 год). Здесь патриотическая тема решена композитором в мягких лирических тонах.