09.06.2004 | 20:07

"Гран-шип" - самый крупный культурный центр Азии. Специальный материал

Чтобы увидеть все самое интересное в мировом театральном искусстве, японцам не надо ходить далеко. Достаточно посетить комплекс "Гран-шип" в небольшом городке Шизуока, который имеет статус одного из самых крупных культурных центров Азии. Заметим, что значительную часть театрального экспорта составляет русское искусство. В ультрасовременных залах "Гран-шип", которые вмещают до 5-ти тысяч зрителей, показывали балеты Григоровича, играли спектакль Табакерки "На дне". Теперь настала очередь "Двенадцатой ночи" - спектакля Деклана Донеллана с русскими артистами. Наш специальный материал из Японии.

Театральный центр Гран-шип был построен для того, чтобы жители Шизуоки могли увидеть все самое яркое в мировом искусстве. Здесь показывали балет Григоровича, играли спектакль Табакерки "На дне", теперь – гастроли спектакля "Двенадцатая ночь" Донеллана с русскими артистами. Таким образом, огромную часть мирового культурного экспорта составляет именно русское искусство.

В зале, который называется Океан, 4,5 тысячи человек могут наблюдать за самым масштабным представлением, а задник поднимается, открывая вид на долину. Граншип, придуманный архитектором Аратой Исодзаки, – это большой корабль. На его сценических палубах уже побывали лучшие артисты и музыканты мира.

Арата Исодзаки, архитектор: "Я всегда находился под влиянием русской архитектурной школы периода расцвета конструктивизма. Если бы я мог построить что-то в России, я бы предложил проект в стиле 20-х годов прошлого века".

Спектакль "Двенадцатая ночь" Конфедерации театральных союзов играли в Художественном театре – это зал Тадаши Сузуки, оборудованный с космическим размахом. Остроумная постановка Деклана Доннеллана имела чрезвычайный успех, сдержанная японская публика аплодировала, что есть немыслимое нарушение правил, прямо во время действия, а в минуты свободного общения выстраивалась в очередь, чтобы сфотографироваться с нашими артистами. Следующая встреча, уже со звездами МХАТа, предстоит публике Шизуоки в конце лета. Сузуки поставит "Короля Лира" с русской труппой и репетировать они будут в настоящем театральном заповеднике. Среди бамбуковых зарослей и чайных плантаций построен театр с двумя сценами. На площадке под открытым небом можно играть все что угодно, а в мистическом эллипсе, который по велению режиссера может трансформироваться, менять углы освещения и высоту пола, особенно эффектны авангардные постановки.

Тадаши Сузуки, режиссер: "Я считаю себя хорошим режиссером и строил этот театр для себя – если здесь можно играть все мои спектакли, то тем более можно будет показывать постановки театров из разных стран мира".

Репетиции Сузуки – это пластические этюды, упражнения на дыхание и еще многое, что зрителям, выросшим в традициях русского психологического театра, кажется неожиданным и пугающим. А гармонию природы, которой окружил Сузуки свой театр, постигаешь сразу, и она сливается в сознании с загадочной прелестью спектаклей японского мэтра.