16.06.2004 | 21:39

Музей Эдварда Мунка. Наш материал из Норвегии

Эдвард Мунк - такое же достояние Норвегии, как Кнут Гамсун, Генрих Ибсен и Григ. Он вошел в число самых именитых художников двадцатого века. Его картина "Крик" известна даже тем, кто не знает фамилию автора. Несколько его работ сейчас представлено на проходящей в Осло выставке "Россия- Норвегия сквозь века и границы". В следующем году она откроется в Санкт-Петербурге. В рамках этого проекта в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, предполагалось открыть персональную выставку Мунка. Но, к сожалению, его произведения уже давно ждут в Европе. Съемочная группа "Новостей культуры" побывала в Музее Эдварда Мунка.

Мунк любил путешествовать, наблюдать из окна поезда за мелькающими пейзажами. Его вдохновляла природа разных стран. Правда, эти поездки не были бесцельными. Получив признание в Норвегии, а его картины продавались на аукционах в Осло, когда художнику не исполнилось еще 18-ти, Мунк отправился покорять Европу. Там он вступил в общество литераторов, артистов и интеллектуалов, увлекся философией Ницше. Членом этого общества был также его земляк скульптор Густав Вигеланд. Обоих интересовали вопросы психологии и сексуальности. Правда, эротичность картин Мунка не похожа на соблазнительность скульптур Вигеланда. Этот знаменитый ваятель создал парк своих работ в центре Осло. Детям до шестнадцати не рекомендуется… Скульптуры Вигеланда слишком натуралистичны. Мунковская же чувственность - в недосказанности. В ней всегда тайна, омут, в котором можно пропасть. Оба испытывали на себе влияние символизма, что объясняет их пристрастие к "вечным" мотивам - смерти, угасанию, одиночеству.

Картины Мунка называли картинами отчаяния. Художник говорил: " Я рисую не то, что вижу, но то, что увидел. Однажды художник бродил по окрестностям Осло: "Я остановился взглянуть на фьорд - солнце садилось, и облака стали кроваво-красными. Я ощутил крик природы, мне показалось, что я слышу крик. Я написал картину…" "Крик" стал иконой экспрессионизма. Ей восхищались, ругали, похищали из Музея и снова возвращали. Вторая половина жизни Мунка прошла в Норвегии. В его палитре появились яркие, радостные краски. Художник начал писать ландшафт, людей в гармонии с природой, сцены деревенской жизни.

"Мунк был высоким, стройным.
Вот он остановился, голова чуть откинута,
Дымок от сигареты окутывает пальцы
Струится вверх и, будто ладонь,
Касается волос. Лицо художника
Освещено. Он размышляет.
Таков автопортрет Эдварда Мунка".

Пишет норвежский поэт о художнике.

--------------------------------------------------------------------------------
На эту тему:

"Россия-Норвегия сквозь века и столетия"

Музыкальное искусство в Норвегии: наш материал из Норвегии

"Россия-Норвегия. Сквозь века и границы": специальный материал