23.06.2004 | 19:48

Две картины на семейную тему - в конкурсе ММКФ

Московский международный кинофестиваль продолжает удерживать лидерство среди важнейших культурных событий. Кинофорум прошел половину пути - сегодня шестой день его работы. В сегодняшней афише - более сорока фильмов всех видов и жанров. А в конкурсном показе участвуют две картины на семейную тему. Драма по-аргентински - "Разговоры с мамой" режиссера Сантьяго Карлоса Овеса. И фильм режиссера из Израиля Дана Волмана - "Биография Бена" - еще одна вариация на тему "отцов и детей"..

Молодое, по сравнению с европейским или американским, израильское кино, сегодня следует двум уже устоявшимся тенденциям: тема арабо-израильского конфликта уступила место другим проблемам, фокус кинематографа переместился от общественных проблем к личным. "Биография Бена" тенденций не нарушает, но показывает зрителю образ мужчины, типичный скорее для европейской, нежели для израильской культуры. Признанный на родине режиссер Дан Волман верен себе: в кадре - все что актуально – от терроризма до гомосексуализма. На этот раз – последствия неприятных подробностей детства.

Дан Волман, режиссер: "Вообще, как мне кажется, темой этого фильма является принуждение. Как сильный человек может заставлять слабого, как строятся отношения насилия между людьми. Иногда даже сильная сторона утверждает, что все это во благо слабым. Эти психологические проблемы мне хотелось затронуть".

Во имя сверх идеи – сделать из сына великого художника родители Бена-маленького устраивают ему трудное детство: нанимают няню-извращенку и маньяка-педофила. Искалеченная душа должна сублимировать страдания в высоком творчестве. Костяк картины – собственные переживания и эмоции Дана Волмана. Стоит отметить, что все сцены фильма сняты очень корректно.

Свой взгляд на отношения отцов и детей, но уже в более преклонном возрасте показывает аргентинский режиссер Сантьяго Карлос Овес. Работа "Разговоры с мамой" - на конкурс попала случайно – в Аргентину комиссия не ездила. Фильм – экранизация собственной пьесы Овеса. Большой опыт работы ассистентом режиссера в мыльных кинопроектах Сантьяго пригодился – на экране все составляющие драмы по-аргентински. Хайме – 50 лет, он женат. Его матери 82 – живет одна. Хайма теряет работу и хочет продать квартиру матери. Но самого главного он не знает – у мамы есть любовник 69-летний анархист в отставке – и они намерены жить вместе. Что же касается испано-португальской пресс-конференции, то обсуждались все больше проблемы аргентинского кинематографа. Правда, из-за трудностей перевода, нюансы остались в тени, а главная проблема – интернациональна – нехватка средств.