25.06.2004 | 15:39

К 125-летию со дня рождения Агриппины Вагановой

В Мариинке в рамках XII Международного фестиваля искусств "Звезды белых ночей" прошел гала-концерт балета, посвященный 125-летию со дня рождения Агриппины Вагановой.

Посмотреть на выступление студентов выпускных и старших классов Академии русского балета имени Вагановой пришли самые строгие зрители – ученики самой Агриппины Яковлевны. Танцевать под пристальным взглядом Кургапкиной, Моисеевой, Осипенко, Сафроновой партии из "Баядерки", "Эсмеральды", "Дон Кихота" - в которых блистала великая балерина - и честь, и большая ответственность.

Ольга Моисеева, ученица Вагановой: "На выпускном они для меня делали "Тени" из "Баядерки". Я как раз танцевала. Она мне ничего не говорила. Она в основном технически подсказывала. Она говорила: "Ты сама".

"Тени" из "Баядерки" шли первым номером. В 125-й день рождения великой Вагановой на сцене Мариинки, где балерина получила известность как виртуозная классическая танцовщица. Среди лучших ее партий: Одетта-Одиллия из "Лебединого озера", Царь-девица из "Конька-Горбунка". Мировую известность принесла Вагановой преподавательская деятельность, начатая в 1917-м. Сформировавшаяся в России система преподавания классического танца во всем мире называется "методикой Вагановой". В ней

Агриппина Яковлевна обобщила сценическую практику русского балетного театра второй половины XIX века, традиции французской школы классического танца, нововведения виртуозной итальянской школы. В основе методики - осмысленность и выразительность движений танцовщика, гармоничность танца, которые достигаются через развитие координации и органической взаимосвязи движений отдельных частей тела; при этом, особую роль играет постановка корпуса и активное участие в танце рук.

Ученицы называют ее строгой, но справедливой: она так хорошо преподавала, что в праве была требовать. Не терпела, когда молодые балерины копировали кого-то, добивалась технической точности, но никогда не мешала раскрытию образа.