26.06.2004 | 00:00

Рубрика "СНГ: Хождение по музам": музеи и галереи Эстонии

Язык живописи, язык скульптуры – универсален и потому понятен любому интересующемуся, независимо от того, на каком языке он разговаривает. Наш сегодняшний специальный материал из цикла "СНГ: Хождение по музам" о художественной жизни Эстонии, о ее культурном наследии и о современности.

Имя тартуского художника Илмара Круузамяэ известно далеко за пределами Эстонии. Отказавшись в 70-е от классической живописи, он потряс художественные устои, одним из первых начав работать в жанре гиперреализма. Первым же от этого и отказался, выставив в середине 70-х на обозрение публики странных, неприятных, уродливых животных.

Эха Комиссаров, искусствовед, куратор Центра современного искусства: "Все думали, что Круузамяэ сошел с ума, никто всерьез не взял его картины".

Время все расставляет по своим местам, и сегодня галереи с большой охотой выставляют странных животных Круузамяэ. Галерея "ВААЛ", где художник отмечает 20-летие своего хождения по тропинкам "фэнтази фикшн" - не только самая первая, основанная еще в 90-м году частная галерея, но и до недавнего времени – сама посещаемая. Еще год назад она располагалась в самом центре Таллина, в том же здании, где находится старейший книжный магазин. Находился. По закону о реституции здание возвращено потомкам прежних владельцев. Площадь магазина сокращена ровно вдвое, галерея "ВААЛ" переехала на окраину Таллина, в одно из зданий бывшего целлюлозно-бумажного комбината. Место живописное, для галереи современного искусства подходящее. Но уж больно далеко. Хотя…

Эха Комиссаров, искусствовед, куратор Центра современного искусства: "Мы теперь так думаем, что все-таки даже не надо, что искусство валяется в ногах у всех. Кто хочет найти искусство – найдет его здесь, это не так уж трудно".

Художественных галерей современного искусства только в Таллине можно насчитать более 50-ти. А это, значит, есть потребность, есть спрос. И уж, несомненно, есть спрос на культурное наследие. Залы художественного музея Эстонии – а это шесть филиалов, разбросанных по всему Таллину, – никогда не пустуют.

Юри Куускемаа, историк: "В Кадриорге сейчас царит большое оживление. И те люди, которые посетили в Советское время Кадриорг, сейчас могут быть настолько изумлены, поскольку при помощи Швеции нам удалось реставрировать дворец Кадриорг, как его по-русски звали Екатеринталь. И в этом дворце сейчас располагается музей зарубежного искусства, где, кстати, русский раздел самый лучший, самый большой, в пяти залах".

Коллекция Музея зарубежного искусства насчитывает более семи тысяч единиц хранения – лишь только десятая часть этого богатства помещается в выставочных залах. Но, очевидно, совсем скоро ситуация изменится. Совсем скоро по соседству с Кадриоргским дворцом завершится строительство нового здания Эстонской национальной галереи.

Урмас Пает, министр культуры Эстонии: "Это первое в Эстонии здание, построенное для музея, для выставок".

А стало возможным это благодаря общественному фонду. В буржуазной Эстонии существовал государственный фонд Культуркапитал, в который отчислялся оговоренный процент с акцизных налогов и доходов от казино, и это были очень приличные деньги. Сейчас "Культуркапил" восстановлен вместе со всем прошлым законодательством. И деньги распределяются между всеми видами искусства. Независимым жюри.
Май 2004

Читайте также: В рубрике "СНГ: Хождение по музам" - рассказ о Таллинском зоопарке
Читайте также: Рубрика "СНГ: Хождение по музам": наследие Лотмана в Эстонии