30.06.2004 | 21:21

Закрытие фестиваля исторических театров

Трудно найти в истории более театральную, "игровую" и "игривую" эпоху, чем восемнадцатый век – это время еще называют эпохой париков, и, наверное, эта вещь повседневного обихода – самая знаковая. В наше время с абсолютно серьезными лицами пытаются эту игривость галантного века восстановить.

Большая международная научная конференция, выставка с экспонатами более чем из 20 музеев России, три восстановленных оперы века Просвещения – все это торжество не только для высоколобых интеллектуалов, но и для простых смертных, интересующихся историей театра. Фестиваль исторических театров Европы посвящен, главным образом, театральному восемнадцатому столетию. Фестиваль был включен в программу Немецко-российских культурных встреч 2003-2004 года и стал победителем грантового благотворительного Фонда Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире" Сегодня – день официального закрытия фестиваля, но выставки и музыкальные вечера будут продолжаться - в усадьбе Останкино (и не только там) до конца лета.

Игра - по определению должна проходить в особых границах места и времени. Пока она идет, в ней есть движение, смена планов, завязка и развязка. Функции игры не изменились с эпохи восемнадцатого столетия, но почти исчезла важная составляющая – служение идеалам Просвещения. Попытка восстановить игру, а вернее исторический театр как особое пространство по обе стороны кулис была предпринята в минувшие три дня на территории усадьбы Останкино.

Карстен Юнг, секретарь Ассоциации исторических театров Европы PERSPEKTIV: "Участие в научной конференции показало нам, что мы должны знать историю театра больше, чем мы знаем сегодня".

Вадим Гаврин, зам. директора по научной работе: "И, разумеется, конференция была призвана связать физику с метафизикой, то есть показать, как по обе стороны кулис театр воплощается материально и раскрывается метафизически".

Геннадий Вдовин, директор Музея-усадьбы Останкино: "Сделали специальные театральные машины, машины дождя и машины грома, которыми надо греметь, дождить, вертеть, чтобы это было понятно и осязаемо".

К обсуждению метафизики театра группа немецких ученых приступила сразу же после открытия фестиваля, представив оперу Козловского "Зельмира и Смелон или взятие Измаила". А 28 июня в музее декоративно-прикладного искусства открылась выставка редких театральных экспонатов. Сегодня – подвели итоги, решили, что надо встречаться чаще – как минимум раз в году. На фестивале исторических театров Европы – по обе стороны кулис – в особом пространстве игры.