02.07.2004 | 20:10

"Слон" - самый необычный фильм Гаса Ван Сента

Американский режиссер Гас Ван Сент всегда очень хотел получить Золотую пальмовую ветвь. В прошлом году он своего добился – его фильм "Слон" получил сразу два каннских приза, обойдя даже "Догвилль" Ларса Фон Триера. "Слон", пожалуй, самый необычный фильм Ван Сента, хотя и другие его ленты "Аптечный ковбой", "Умница Уилл Хантинг", "Мой личный штат Айдахо" вызывали нешуточные споры. "Слон" - это история о двух американских подростках, которые расстреляли полшколы. Гас Ван Сент снимает свое кино "под документальное". И от того впечатление еще сильнее.

Под звуки "Лунной сонаты" они слоняются по школьным коридорам – библиотека, раздевалка, столовая, фотолаборатория, классы, туалет… Типичные американские школьники в типичный будний день… только в каждом бесконечном кадре и бессловесном проходе – предчувствие беды: необъяснимой, большой, страшной... Сцены кровавого расстрела занимают лишь финальные десять минут картины, все экранное время до Гас Ван Сент методично показывает тех, кто убил и тех, кого убили. Здесь и мальчик-фотограф, и футболист с любимой девушкой, и три подружки-болтушки, и отличница в очках, и члены кружка за равноправие геев и гетеросексуалов... В этом псевдодокументальном повествовании все они попадут под пули двух братьев – от обиды на враждебный мир они заказали в Интернете оружие и безжалостно, по заранее утвержденному плану, перестреляли полшколы…

"Стрельба в американских школах достигла небывалого за всю историю масштаба. Я хотел попытаться передать настроения детей, которые учатся в школе в это непростое время", - говорит сам Ван Сент. После 11 сентября "Слон" настолько попал в точку, что Каннское жюри не могло пройти мимо его реквиема по американской мечте. Пространство фильма - это пустота сегодня – и бессмысленная смерть завтра.

"Слон" - из тех картин, которые одинаково невозможно и досмотреть до конца, и уйти из кинозала. А странное название – это из древней буддистской притчи – о том, как слепые, изучая слона, воображают себе его каждый по-своему. Тот, кто ощупывает слоновий хвост, думает, что слон похож на веревку, кто обнимет ногу, представит себе дерево, кому достанется ухо, вспомнит о веере… Но слона целиком слепые представить не могут.