06.07.2004 | 13:24

Шедевры несуществующего музея – в Пушкинском

Шедевры несуществующего музея - с сегодняшнего дня их можно увидеть в залах Пушкинского на Волхонке. Сто восемьдесят произведений западно-европейского и русского искусства из 14-ти музейных и двух частных собраний воссоздают уникальную коллекцию Голицынского музея.

Один из первых в России музеев западно-европейского искусства, Голицынский открылся в 1865-м году и просуществовал чуть больше двух десятилетий. Судьба буквально "разбросала" коллекцию по всему миру. Так, например, гордость собрания Голицына триптих "Распятие" знаменитого итальянского живописца Пьетро Перуджино прибыл в Москву из Вашингтона.

"В это трудно поверить!", - не раз восклицаешь на выставке. Трудно поверить, что именно князь Сергей Михайлович Голицын, чьими стараниями в 1865-м году был открыт музей, сам же, спустя двадцать один год принял решение о закрытии музея и распродаже уникальной коллекции.

Наталья Третьякова, научный сотрудник ГМИИ имени А.С.Пушкина: "Он не вдруг распродал эту коллекцию. Дело в том, что он был попечителем, как и многие его предки, попечителем Московской Голицынской больницы. И он продал это собрание, и все деньги направил на строительство новых корпусов. На благоустройство больницы".

Судьба уникального собрания была решена в одночасье: Голицынскую коллекцию тогда же, в 1886-м, приобрел императорский Эрмитаж. Трудно поверить, что Эрмитаж, правда, уже не императорский – советских времен отказался от гордости собрания Голицына – триптиха "Распятие". Творение непревзойденного интерпретатора евангельской темы в живописи Пьетро Перуджино, пройдя три зарубежных аукциона, оказалось на другом континенте. На выставку в Москву полотно предоставила Национальная галерея Вашингтона.

Наталья Третьякова, научный сотрудник ГМИИ имени А.С.Пушкина: "Триптих Перуджино был продан в Эрмитаже в 31-м году. И с тех пор он никогда не появлялся в России. Вот сейчас это его первое появление больше чем за семьдесят лет".

А еще сложнее поверить в то, что хотя бы на два месяца удалось воссоединить на выставке знаменитую коллекцию. Ту самую, которая сложилась из семи частных собраний рода Голицыных. Ведь все без исключения представители их рода понимали и умели ценить искусство.