28.09.2012 | 15:55

75 лет со дня рождения оператора Георгия Рерберга

Природное чутье, особое мировоззрение, четкая жизненная и профессиональная позиции. Эти качества оказались в основании пьедестала, на который коллеги подняли оператора Георгия Рерберга. Эти же качества часто мешали мастеру на его творческом пути. Его кадры обладают особой изобразительной и информационной плотностью, не теряя своей выразительности. Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Георгия Рерберга. Рассказывают «Новости культуры».

Ему суждено было стать большим художником кино. Георгий из династии Рербергов хорошо знал историю живописи, в детстве впервые увидел работы Босха, Клее и Кандинского, любил итальянских и голландских мастеров. Учился он и у своего отца, правда, в дальнейшем живописью заниматься много не будет. Его работы хранятся у Валентины Титовой, их немного, как и семейных фотоснимков.

«У нас исчезли все фотографии, он выбросил их на помойку. Говорил: "Они ничего не значат, это всего лишь фиксация какого-то момента, главное, оставить после себя дело - создать что-то"», - рассказывает заслуженная артистка РФ Валентина Титова.

Создавать Георгий Рерберг начал с Андреем Кончаловским. «Первый учитель» - первый полнометражный фильм и для режиссера, и для оператора. Черно-белое кино по повести Айтматова - начало их союза, первые открытия Рерберга в построении композиции и света.

«В павильоне снимали школу. За окнами что будет? Он говорит: "Поставьте белый фон, ничего там не может быть, если за окном солнце"», - вспоминает режиссер, народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.

«Дворянское гнездо» - их третья картина, черно-белое и цветное кино в одном. Фильм назвали совершенным, чрезвычайным открытием. Ленту, ставшую классикой, еще при жизни Рерберга, начали изучать на операторском факультете ВГИКа.

«Я смотрел, будучи подготовленным профессиональным кинематографистом, и я увидел на экране чудо. Оно заключалось и в композиционном построении кадра, как расположены фигуры. Как меня зовут туда - в иное пространство, и я оказываюсь в той среде», - отмечает кинооператор, народный артист РСФСР Вадим Юсов.

На «Дяде Ване» Кончаловский и Рерберг разошлись. Оператор-киноживописец заявил, что он - гений, режиссер продолжил снимать картину без него. Спустя три года гений встретит Андрея Тарковского. Два гения, повторяя слова Леонардо: «Красота - это борьба света с мраком», создали «Зеркало», в нем каждый из них увидел свое детство.

История создания «Сталкера» не менее драматична, чем сюжет самой картины. В том, как делать фильм, бывшие единомышленники не сошлись. Переснимали одни и те же сцены, расходовали ценную кинопленку. Отснятый материал признали бракованным - Тарковский поменял оператора. О причинах расставания и характере Рерберга слагали легенды и снимали фильмы. Оператор со скандальной репутацией - принципиальный, капризный - многие и пригласить его боялись. В последние годы Рерберг почти не снимал. Мастер, учившийся у самого света, поэтический натуралист, как сам себя называл, задал высокую планку и стремился к совершенству, создавая на экране ослепительно прекрасный мир.

К 75-летию со дня рождения оператора Георгия Ивановича Рерберга, в 20:40, смотрите на нашем канале документальный фильм из цикла «Острова», посвященный оператору. А в 21:30 - не пропустите художественный фильм «Зеркало».

Читайте также: 

Георгий Рерберг. Ощущение кинокадра