21.07.2004 | 10:00

Международный форум художественных инициатив 2004

В "Новом Манеже", в рамках Московского Международного форума художественных инициатив 2004, открывается выставка "На курорт!"

Весной этого года экспозиция побывала в главном выставочном центре знаменитого немецкого курортного города Баден-Бадена.

В "курортном туре" участвуют произведения тридцати художников из Берлина, Дюссельдорфа, Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Новосибирска и Санкт-Петербурга.

"На курорт!" - это странное состояние между работой и отдыхом, между постоянным местом жительства и пунктом временного пребывания, это - отрезок ожиданий или опасений... Соответственно, и многие произведения на выставке выражают "недоговоренность", "промежуточность", "неуверенность", "сомнение" - ожидания нечасто связываются с надеждой.

Виктор Алимпиев и Сергей Вишневский анализируют состояние "между "обожанием" и "неловкостью"" (видео "Рок-музыка").

Некоторые авторы создали странные "художественные аттракционы" (и эта группа работ легко вписалась в идею "на курорт!"). Сергей Шутов пугает зрителей привидениями (инсталляция "Духи"), Викентий Нилин предлагает аттракцион по распознаванию вампира в себе (инсталляция "Волшебное зеркало"). Сергей Бугаев Африка предлагает стрелять в трофейные произведения старых мастеров, происходящие из немецких музеев, - это настоящий пейнтбольный тир (инсталляция "Баден Баден 2").

Работы Николая Полисского ("Николо-Ленивецкий продукт") и Владимира Архипова ("Функционирующие скульптуры Бадена") организуют или обнаруживают "естественное" искусство соответственно в российской деревне Никола-Ленивец и в городе Баден-Баден. В московской версии инсталляции Архипова, оказавшегося первым русским "художественным антропологом" в "баденских землях", можно будет увидеть прямые аналогии между российским и немецким вынужденным дизайном.

Идея перемещения, изменения и движения, заложенная в названии-лозунге "На курорт!", позволила представить ряд проектов и произведений авторов, которые редко входили в обойму "современного русского искусства".

Например, Виталий Пушницкий переводит взгляд зрителя вверх, и там небо оказывается; странной живописно-технологической субстанцией в форме плафона, состоящего из множества человеческих тел, пронизанных холодным люминесцентным светом ("Небо 1"). А Василий Слонов в серии своих объектов предъявляет изменения политической географии России как куски шинельного сукна, сознательно объеденные молью ("Геополитика", авторская техника: разведение моли, "грызьба" по сукну).

Война и оружие по-прежнему привлекают мужчин. Но по пути "на курорт" есть возможность дистанцироваться, взглянуть на проблемы издалека. Александр и Ольга Флоренские дают увидеть военную историю в огромный перископ "подводной лодки" (инсталляция "Русские трофеи"). Зрителю предстоит разобраться: кто, что у кого захватил? Другой вопрос: как использовать расшитое камнями и золотом атласное оружие, которым заполнен двухметровый армейский кофр Дмитрия Цветкова ("Родной, убей авангардиста!").

Известный "блокбастер" Николая Овчинникова "Московский Парфенон" в нынешнем московском варианте потерял стройность своих березовых колонн, неслучайным образом превратился в руину...

В выставке участвуют также Татьяна Антошина, группа "Escape", Анатолий Журавлев, группа "Куда бегут собаки", Олег Кулик, Георгий Первов, группа "Радек", группа "Синие носы", Наталья Турнова, Евгений Шеф. Конечно же, нельзя было обойтись без Достоевского - его роль в проекте удачно исполняет Владик Мамышев Монро.