26.07.2004 | 15:33

Музей Ракетно-космической корпорации "Энергия"

Закон развития науки и техники - от простого к сложному. Именно таким образом человечество получило электрическую лампочку, радио, автомобиль. У любого инженера, изобретателя почти всегда есть предшественники – люди, которые до него уже пытались решать похожие задачи. Конструкторов первых космических кораблей можно назвать редчайшим исключением из общего правила. Несмотря на то, что человечество, как принято говорить, всегда стремилось в небо, этим людям действительно приходилось начинать все в своей работе с нуля.

Спускаемый аппарат первого корабля, доставившего человека в космос. Первые искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли разных модификаций, натуральные макеты орбитальных станций – все это можно увидеть в музее Ракетно-космической корпорации "Энергия", где побывала съемочная группа "Новостей культуры".

Первая орбитальная станция называлась "Кирпичная луна". Это гигантское шарообразное сооружение отправилось в космос по чистой случайности. Рабочие, оказавшиеся внутри, против воли стали первыми астронавтами. Впервые об этом узнали читатели американского журнала "Атлантик" в 1869 году – разумеется, из фантастического рассказа. Через сто лет мечта его автора, священника Эдварда Хейла, осуществилась.

В экспозиции - орбитальная станция "Салют", станция первого поколения. Конечно же, первый вопрос: она настоящая!? Она настоящая, но в космосе никогда не была. Так называемый электрический макет всегда остается на Земле – неполадки сначала исправляются здесь, а потом уже на орбите.

Варвара Корженевская, научный сотрудник музея РКК "Энергия": "Вот возникла какая-то неполадка – выясняют, что может сломаться. Смотрят, потом рассказывают: "Панель, например, номер 15". Космонавт снимает эту панель – там находится аппаратура, и ему говорят, что надо сделать".

Это был 1971 год. Через десять лет после полета Гагарина – вновь небывалый взлет энтузиазма: первая в мире орбитальная станция создана в Советском Союзе! "Салют", сконструированный более тридцати лет назад, давно устарел, не устарели только инженерные находки: размеры и форма первой станции до сих пор повторяются в модулях МКС.

Варвара Корженевская, научный сотрудник музея РКК "Энергия": "Здесь находился стыковочный отсек, куда стыковался транспортный корабль "Союз". Вот, собственно, система ориентации – пульт управления".

Форма спускаемого аппарата "Восток" кажется совершенной, но от нее-то как раз конструкторы впоследствии отказались. Это уже не макет, а подлинный экспонат, как здесь говорят – сердце музея. Аппарат, в котором спустился на Землю Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года. Спустя сорок три года – обгоревшее покрытие оставляет на руке угольный след.

Катапультируемое кресло корабля "Восток", на котором сидела Валентина Терешкова, называют везунчиком. После того, как у космонавта раскрылся парашют, кресло должно было разбиться вдребезги. Но попало в болото и поэтому сохранилось. Главные события тех лет сегодня мы можем восстановить поминутно. Не подлежат восстановлению, наверное, только выражения лиц.