11.08.2004 | 13:50

Маленькая провокация в Эрмитаже

В историю Эрмитажа это лето войдет как "лето Рембрандта". В июле в Эрмитаже были представлены два шедевра художника с одинаковым названием "Жертвоприношение Адаму". А сейчас в Эрмитаже открыта выставка еще одного творения Рембрандта "Ослепление Самсона". Картина принадлежит собранию Штеделевского института во Франкфурте-на-Майне. Правда полотно находится в музее уже неделю. Михаил Пиотровский назвал это неофициальное пребывание картины в стенах Эрмитажа "маленькой провокацией". На выявление истинных знатоков живописи.

Ленточку разрезали чисто символически. За семь дней пребывания полотна в Эрмитаже туристы почти не обращали на него внимания. Но тонкие ценители искусства, свидетельствуют очевидцы, замирали перед картиной в удивлении. Ведь "Ослепление Самсона" заслуженно называют самым "непутешествующим" шедевром. Еще одну особенность полотна отмечают в Эрмитаже - по накалу страстей оно суперсовременно.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "Когда мы живем в эстетике кровавого кино, "Убить Билла" Тарантино, то вот это вот ничуть не слабее, лишний раз доказывает, что ничего нового изобрести нельзя".

"Ослепление Самсона" написано в 1636 году по мотивам легенды о Самсоне и Далиле. На нем изображена одна из самых жестоких сцен библейского предания - сцена ослепления героя. Смотреть страшно, оторваться невозможно. Рембрандт здесь едва не переходит грань дозволенного. Полотно прочитывается на одном дыхании, так точно выписаны все его детали. Кстати, индонезийский кинжал, прокалывающий глаз Самсона, вполне мог быть взять из личной коллекции самого Рембрандта - страстного собирателя оружия, считают искусствоведы. Действие, как и в "Данае", происходит в шатре, все фигуры изображены в натуральную величину. И еще одна связь с "Данаей", имеющей постоянную эрмитажную прописку. Анализ показал - оба холста для картин взяты из одного рулона.

Выставка проходит в эрмитажном зале голландских портретов и дает посетителям уникальную возможность:

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "Даже во Франкфурте-на-Майне, будучи час, у Самсона вы не простоите, здесь можно простоять час".

Возвращение домой самому "непутешествующему" шедевру предстоит в октябре.