11.08.2004 | 20:05

Тюменские ковры - красота необыкновенная!

Жостово, Хохлома, Палех … этот ряд русских народных промыслов по праву может продолжить Тюмень. Да-да, не удивляйтесь, тюменские ковры. Ковроткачество в Тюмень завезли бухарские купцы, это искусство в Сибири достигло расцвета к середине XIX века. Все знаменитые люди, кто когда-нибудь видел эти мягкие пушистые ковры с яркими узорами, оставляли о них свои отзывы. Один из них принадлежит художнику Василию Сурикову, тюменский ковер он изобразил на своей картине "Взятие снежного городка". Тюменские ковры имеют множество наград, например, в 900-ом году они получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. "Прогремели" они и в других городах. А в Москве выставляются впервые. До 30 августа Музей декоративно-прикладного искусства будет расцвечен яркими красками сибирских ковров.

Трудно поверить, что этот яркий узор рожден в холодном тюменском краю. Чаще других на сибирских коврах встречаются маки и розы, цветы, которым суровый климат и долгие зимы противопоказаны. Так сибиряки украшали свою жизнь, свой быт. Так теплее. Ковры из чистой шерсти, пушистые, махровые.

Наталья Сезева, искусствовед Тюменского музея изобразительных искусств: "Первые ковры – для ямщицкой гоньбы, потом появились налавочники, насундучники. В каждом доме купеческом все богатство хранилось в сундуках, и каждый сундук устилался ковром".

Ковры, представленные в Москве, – из Тюменского музея изобразительных искусств. Коллекция собиралась 15 лет в экспедициях по деревням, где ткали ковры буквально в каждом доме. Зимой заготавливали сырье – стригли овец, пряли шерсть, красили, скручивали пряжу в несколько ниток, а осенью, когда выкопают картофель, всей семьей ткали. Теперь мастерицы не спешат расставаться со своими изделиями.

Наталья Сезева, искусствовед Тюменского музея изобразительных искусств: "Вот заходишь в дом. Она начинает с палатей скидывать ковры, 10 – 20 – 30. Все разные по рисунку. Продайте в музей хоть один ковер. Нет, он именной. Это для внучки, это для правнучки, это для зятя, для снохи".

И сейчас в деревнях есть мастерицы, а кто-то предпочитает работать на фабрике. Три года назад в Ишиме стала возрождаться сибирская ковровая фабрика, та самая знаменитая, на которой в начале 90-х ткали ковровые дорожки для Московского Кремля.

Елизавета Кондратьева, директор Сибирской ковровой фабрики: "Мы начинали с нуля. У меня кроме мастеров ничего не было. Были золотые руки".

Потом стало появляться оборудование, станы, наподобие тех, что у мастериц в деревнях, приносили сохранившиеся старые узоры. Есть с кремлевких дорожек, есть московские розы, есть и новые мотивы. Возрождается и слава сибирских ковров. Но возникает одна проблема – молодежь неохотно идет на фабрику. И в вопросе подготовки молодых мастеров требуется государственная помощь.