12.08.2004 | 10:00

"Ностальгия" в Михайловском замке

12 августа в Михайловском (Инженерном) замке Государственного Русского музея открывается выставка "Ностальгия" русской художницы Риты Ореховой, живущей во Франции.

Выставка включает в себя живописные серии художницы "Санкт-Петербург", "Сад", "Русь",а также акварели, с которых она начинала свой путь в искусстве.

Рита Орехова родилась в России, в Барнауле, закончила художественное училище во Владивостоке. В 1981 году приехала в Ленинград к своему деду А.П.Коровякову, известному преподавателю живописи в художественной школе при АХ, который сыграл очень большую роль в ее творческом становлении. Училась в АХ и институте имени А.Герцена (закончила в 1987), в 1989 вступила в Союз художников. В 1994 году уехала во Францию, где и началась ее творческая биография.

Свою первую персональную выставку в России художница назвала "Ностальгия". Она готовила ее для 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, и не случайно живописные серии и акварели Ореховой сопровождают на выставке бронзовые ангелы скульптора Наталии Карповой. Это ностальгия не только по земному отечеству, но и по небесному. В представлении художницы о Санкт-Петербурге непременно должен быть ангел, парящий над городом, Исаакий, Летний сад, Обводный канал, воздушное барокко Растрелли. Даже цвет рам, обрамляющих картины выставки, "дышит временем", напоминая о том, как когда-то в Старой Ладоге Орехова вместе с другими художниками оформляла работы досками от старого забора.

Некоторые работы Риты Ореховой производят впечатление абстрактных, но, тем не менее, за ними всегда стоит определенный образ. Художница с юности старалась уходить от конкретных деталей, мешающих воспринимать общее: она рисует цветом, краской. Пережив в своем творческом становлении несколько этапов, Орехова считает, что сегодняшний - приближение к "классике": к такому обобщению, когда детали не мешают и "вещь" выступает на первый план.

Во Франции Орехову судьба связала с русскими музыкантами, концерты которых во Франции она иногда сопровождает своими картинами. Под воздействием музыки родилось ее первое религиозное произведение - Святой Георгий (1998). Потом она стала пытаться писать иконы. И, хотя они носят мирской, чувственный характер и пишутся по индивидуальным переживаниям, то есть являются стилизацией под икону, художница все же стремится приблизиться к настоящей иконе, соблюсти некоторые технологические ее каноны.

Например, основой для иконописных работ Ореховой нередко служат старинные ставни, которые художнице привозят "со всех концов земли": она проклеивает их паволокой, наносит левкасный грунт.

"Я счастливый художник", - говорит о себе Рита Орехова.