23.08.2004 | 15:22

Фестиваль мультфильмов "Крок": все только начинается

Анимационный фестиваль "Крок" в этом году посвящен творчеству молодых режиссеров, тех, кто еще учится или только закончил обучение и сделал первые самостоятельные фильмы. Первые впечатления в репортаже нашего корреспондента с борта теплохода "Георгий Жуков". В эти дни теплоход, на котором плывет дружная команда аниматоров, гостит в Ярославле.

Более ста фильмов за три дня работы фестиваля, включая ретроспективу Юрия Норштейна и программу канадской анимационной школы. Но главное все-таки конкурс.

В этом году впервые фильмы, отобранные в конкурс, разделены на тематические программы. Из уже увиденных – "Странные миры" и "Городские истории". В первой категории, как и следует из названия, оказались работы, в которых смоделированные аниматорами пространства разительно отличаются от пространства нашего мира. Гайки, болты, железные роботы, конвейеры, на которых похожие на собак персонажи собирают людей. Пространство студенческих миров оказывается очень техногенным, механистическим и депрессивным.

Роб Брайн, режиссер: "Здесь на просмотрах возникает особое ощущение. Все время создаются невероятные пространства, в которых студенты экспериментируют".

Техногенность фильмов оказывается прямым следствием прихода в анимацию компьютера. Большинство работ созданы с использованием компьютерных программ, которые в свою очередь были разработаны для людей технических профессий – инженеров или строителей. Проще взять гайки и болты в качестве персонажей фильма, чем придумать новых героев.

В городских историях - человеческих историй больше. Здесь и школьник, поднимающий бунт против рекламы, и маленький человек, чувствующий, что жизнь проходит, и клерк, который умирает от серой жизни офиса. Стоит отметить немецкий фильм "Упавшие", созданный по Даниилу Хармсу. Безусловным же фаворитом пока является фильм "Флет Лайф", который перевели, как "Плоская жизнь", но, наверное, более точным, уж для российских зрителей точно, будет перевод – "Хрущевка".

Йонас Гернаэрт, режиссер: "Меня постоянно спрашивают, откуда ты знаешь, что существует такая жизнь, что существуют такие квартиры – коммунистические. Но мне было интересно разделить экран на 4 части, чтобы в каждой происходило свое особое действие".

Иногда возникает ощущение, что на фестивале "Крок" в сутках не 24 часа, а значительно больше, такова плотность событий. Ретроспективы, мастер-классы, творческие конкурсы, дискуссии. Но самое интересное еще впереди, ведь фестиваль еще не переплыл даже половины своего пути.